Коронавирус в Калининграде и у соседей, 05 мар 2020, 10:33

Калининградский бизнес ожидает убытки и срывы поставок из-за коронавируса

Читать в полной версии
Фото: Pixabay

Коронавирусная инфекция жизненно опасна не только для человека, но и для бизнеса. Распространение этого заболевания в мире негативно сказывается на калининградских компаниях. В большей степени убытки претерпевают туристическая и транспортная сферы. Нелегко приходится и янтарщикам. О влиянии «потенциальной пандемии» РБК Калининград рассказали предприниматели области.

Фото: Скриншот онлайн-карты распространения коронавируса

На данный момент вирус бушует в Европе, хуже всего ситуация в Италии, где, по актуальным данным, подтвердили 2502 заболевших, немало зараженных и во Франции, Германии, есть случаи в Австрии, Нидерландах, Чехии и других странах Евросоюза. В соседних с Калининградской областью Литве и Польше также подтверждены по одному случаю заражения коронавирусом. Несмотря на близость с Европой, некоторые калининградские предприниматели в большей степени ощущают негативные последствия из-за «торможения» деловых операций с Китаем.

Шоколадная фабрика D.Munger поставляет конфеты в Японию и Казахстан. Компания планировала экспортировать 55 контейнеров сладостей в Китай. Но отправка может состояться позже запланированного срока. 

«На Китай у нас были грандиозные планы уже в этом году. Сейчас там ничего не происходит. Я встретил в Германии нашего главного партнера, он говорит, что уже две крупные выставки по конфетам отменились — в феврале и в мае, и он не понимает, какие сейчас перспективы, так как все очень замедленно на китайском рынке», — сказал глава фабрики Дейв Манжер.

Фото: Представительство Калининградской области при Правительстве РФ

Отмены выставок негативно влияют на калининградских ремесленников, так как по их итогам предприятия заключают соглашения о поставках партий товара. Этот фактор гендиректор ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» Антон Федосов отметил как неблагоприятный. Стоит отметить, что снижение продаж изделий из янтаря прогнозировали представители рынка еще в начале февраля этого года. Компании отмечали, что снижение турпотока в Россию плохо сказалось на продажах янтаря.

«Выставки в Гонконге и Вьетнаме перенесены, и ближайшие мероприятия по Азии тоже. Коронавирус прямо влияет на наши компании — идет сокращение общего спроса, рост издержек в сделках, отгрузка усложняется, сокращение общего количества заказов в силу падения спроса на непервоочередную продукцию — ювелирку. Условно супермаркеты в Китае или где-то еще пустуют, где введен ЧС, и соответственно, изделия, которые есть, не распродаются, а новые не нужны», — озвучил свою точку зрения Федосов.

Фото: Гендиректор ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» Антон Федосов (Фото: Александр Подгорчук)

Единственный российский производитель, поставляющий мотобуксировщики на экспорт в Канаду и Европу, — компания Baltmotors — пока не ощутил на себе последствия коронавируса.

«Касательно влияния коронавируса на нашу компанию — пока мы его не чувствуем, так как у нас зимняя продукция с поставками ее покупателям с апреля по сентябрь, ощутим последствия через пару месяцев», — отметил гендиректор предприятия Дмитрий Сивков.

ГК «Содружество» является крупным региональным предприятием по переработке соевых бобов. Компания поставляет зерновые и масличные культуры на рынки Европы, Северной Африки и в Китай. Как отметил генеральный директор компании Александр Шендерюк-Жидков, на его предприятии тоже «пока все нормально».

«Пока особых осложнений не видим, поставки налажены, в том числе и в Китай у нас поставки идут», — коротко прокомментировал ситуацию бизнесмен.

Фото: Александр Шендерюк-Жидков. (Фото: gov39.ru)

Руководитель центра поддержки экспорта Калининградской области Александр Пряхин также не замечает негативных тенденций. «Я не могу сделать оценку, я не вижу влияния коронавируса, все хорошо, так и будет», — ответил Пряхин.

Ждут серьезных убытков компании транспортно-логистической отрасли. Хуже всего ситуация в сфере морских перевозок. «Ожидаем негативную тенденцию в морских перевозках, потому что из Китая очень много грузов идет. В марте и апреле будет снижение по импорту, по контейнерным перевозкам из Китая прежде всего. Мы напрямую с этим связаны. С Европой, может, если будет что, то неразбериха в портах перегрузки, например в Гамбурге. С этим могут быть связаны задержки, если усилят меры контроля», — поделилась мыслями заместитель гендиректора транспортно-экспедиционной компании ООО СК «Речдан» Анастасия Романько.

«Полностью встали морские перевозки, никакие отправки из Китая сейчас не производятся. В этом направлении минимум в два раза упал оборот, то есть выручка, мы в убытках сейчас. А по транспорту с Европой работаем в штатном режиме, единственное — есть вопросы по Италии. Там тоже от нас не зависит, многие производства встали на карантине, еще не каждый водитель хочет в Италию ехать», — описал проблему генеральный директор компании «ДСВ-Транспорт» Олег Калашник.

Несмотря на то что продажи путевок на отдых в Калининградскую область продолжаются, отказы от групповых экскурсий по региону есть из-за близости к Европе.

«Продажи есть, глубина продаж тоже чувствуется нормальная, примерно, я бы сказал, с неким опережением каким-то, но почему-то детская группа одна отказалась ехать, говорят, им школа запретила, хотя видимых причин для этого не существует ни у них, ни у нас. Они попросили перенести на октябрь поездку», — сказал генеральный директор регионального туроператора «Янтарная мозаика» Карен Галстян.

Фото: Александр Подгорчук

Бизнесмен опасается, что сложившаяся тенденция навредит отрасли. По его мнению, беспокойство путешественников может привести не только к убыткам, но и к разорению некоторых компаний.

«У нас сезон и так короткий, а если еще нарушится это все, то многие просто разорятся, наверное. Убытки могут быть серьезные, потому что дохода нет, а расходы существуют: офис, зарплата. Мы-то компания большая, извините за нескромность, но есть много других, мелких компаний, которые могут “вылететь”», — заключил Галстян.

Отказываются от путешествий и калининградцы. Туристы боятся улететь отдыхать и попасть на карантин. «Да, действительно турпоток снизился очень сильно, туристы боятся бронировать новые туры, хотят подождать, посмотреть, как будет развиваться ситуация, потому что страшно лететь и потом оказаться где-то в карантине. Есть туристы, которые отказываются от уже купленных путевок, но пока это не настолько массово проявляется, часть отказывается, часть просто ждет», — прокомментировал ситуацию глава турфирмы «Цвет» Илья Пилецкий.

На бизнес-туризм ситуация в мире тоже повлияла. «Негативная тенденция не более 15% обслуживаемого объема: отменяются какие-то выставки, какая-то активность, но в целом деловая активность, если не считать приобретение новых контрактов или новых идей, то она сохраняется», — сказал директор турфирмы «Турне-Транс Трэвел» Леонид Турецкий.

Фото: Pixabay

Еще в конце февраля калининградские поставщики сообщали о дефиците медицинских масок. Эта ситуация не изменилась и сегодня, однако такой расходный материал не приносит прибыли, отметил глава сети аптек «Новая аптека» Игорь Кастусик.

«Все маски скуплены, практически ничего не осталось. Самое грустное, что мы не можем купить у поставщиков — их нет. В аптеках остался минимум, в некоторых только дорогие, которые мы закупали по высокой цене у поставщиков. Но сейчас и их не купить. Как респираторы, тоже есть несколько штук. <...> Выручка существенно меньше, чем когда эпидемия обычного гриппа: не покупают ни жаропонижающие, ни противовирусные, ни противокашлевые», — рассказал Кастусик.

Как ранее сообщал РБК Калининград, группа компаний «Автотор» заявила о возможном снижении объема производства из-за проблем с поставками комплектующих по причине распространения коронавируса.

Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Из-за чего возникают конфликты в удаленной команде и можно ли их избежать
Pro
Какая вы стресс-личность: как это поможет при перегрузке
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Успеть в последний «налоговый вагон»: что надо сделать до конца 2024 года