Калининград, 05 авг 2022, 15:37

Из-за ограничений на транзит бизнес региона не может вывести товар в РФ

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

После введения ограничений на грузовой транзит в Калининградскую область через территорию Литвы, местный бизнес столкнулся с проблемами при вывозе товаров со статусом ЕАЭС на территорию континентальной России. Об этом РБК Калининград рассказал директор ООО «АК-Продактс» Александр Киселев.

Его компания занимается производством оборудования для сварки и резки металла, устройств для роботизации производственных процессов, комплектующих для автотранспорта, конструкций из металла. Кроме того, предприятие производит импортозамещающие товары и продукцию для нужд оборонных предприятий. Часть комплектующих для производимого оборудования закупается в регионах РФ.

Как пояснил Киселев, из-за режима Особой экономической зоны на территории региона, калининградские производители при вывозе продукции на основную территорию России обязаны доказать, что сырье, комплектующие и сам готовый товар имеют российское происхождение и могут быть вывезены на территорию Евразийского экономического союза.

До 18 июня перевозка грузов из Калининграда в РФ и обратно осуществлялась преимущественно автотранспортом через территорию Литвы. И при прохождении таможни груз получал все необходимые отметки.

После введенных ограничений осталось два способа доставки: паромное сообщение и авиаперевозки, где возникли трудности с определением статуса груза.

«На данный момент таможня в аэропорту не проводит упрощенную процедуру идентификации груза, поэтому этот способ доставки мы исключаем, но нам хотелось бы иметь возможность привозить комплектующие авиасообщением. Мы часто находимся в условиях сжатых сроков на выполнение заказа. Возможность оперативно привезти комплектующие самолётом в значительной степени способствовала бы развитию нашего предприятия», — отметил Александр Киселев.

«АК-Продактс» попыталось ввозить на паромах из Усть-Луги в порт Калининград сборные грузы, в основном это мелкие детали для оборудования.

«При доставке сырья и комплектующих для изготовления нашей продукции паромом из РФ, мы столкнулись с проблемой определения статуса данного товара, поскольку на товаросопроводительных документах отсутствуют необходимые таможенные отметки. Каким образом мы можем подтвердить статус сырья и комплектующих, поступающих паромом с территории РФ? Это является необходимым условием для подтверждения статуса изготовленной из этого сырья и комплектующих продукции на территории Калининградской области для дальнейшего вывоза ее в другие регионы Российской Федерации», — рассказал Киселев.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова рассказала, что после введения запрета на транзит санкционных товаров к ней обращались представители бизнеса с просьбой помочь с вывозом товаров в Россию. После обращения к властям, Федеральная таможенная служба упростила идентификацию грузов, перевозимых паромами в регион.

Но проблема полностью не решилась: ограничен перечень грузов, подлежащих упрощенной идентификации. Сложность еще и в том, что не на всех таможенных пунктах направления «Континентальная Россия-Калининград» действует данный упрощенный регламент, поясняет бизнесмен.

Вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Александр Симарин рассказал, что ситуация с определением статуса зависит от способа и места доставки груза.

Фото: Александр Подгорчук

«Например, при морской паромной перевозке из Усть-Луги в Балтийск процесс идентификации регламентируется приказом Минфина РФ от 13.05.2016 №61н, которым установлены достаточно жесткие требования к подтверждению статуса товара ЕАЭС. Фактически, идентификация сводится к проведению товарной экспертизы каждой партии. Правительство региона и наша палата неоднократно обращались с предложением проводить идентификацию на основе документов (товаросопроводительных и т.д.). ФТС России обратила внимание на предложения, поступающие от руководства Калининградской области. В конце апреля таможней начат эксперимент по отработке технологии, призванной упростить процедуру идентификации (приказ ФТС России от 25.04.2022 №317 «О проведении эксперимента»). Однако в документе не были учтены перемещения воздушным транспортом, а также особенности доставки определенных видов грузов. Данные пробелы, надеюсь, удастся устранить после обращения губернатора Калининградской области к главе ФТС России», — пояснил Симарин.

Калининградская торгово-промышленная палата предлагает распространить действие эксперимента на регионы деятельности других таможенных органов: Балтийской таможни — для отправки к нам товаров из Большого порта Санкт-Петербург; основных таможен, обслуживающих Московский авиационный узел, Пулковской таможни — для перемещения грузов авиационным транспортом.

Кроме того предлагают рассмотреть возможность применения таможенными органами положений эксперимента при перемещении товаров авиационным и морским транспортом, а также генеральных грузов и грузов, перемещающихся навалом, наливом, насыпом без наложения средств идентификации в виде пломб.

«Такой подход даст возможность калининградским предпринимателям проводить идентификацию товаров, как имеющих статус товаров ЕАЭС, либо в порту отгрузки, либо по месту назначения путем проставления соответствующих штампов на товаросопроводительных документах. Пока же, если перевозчик не подал заявку на идентификацию или привез груз в Калининградский порт, он должен собрать либо внушительный пакет документов, чтобы подтвердить статус товара ЕАЭС, либо уплатить таможенные платежи как с иностранного товара при его вывозе на территорию ЕАЭС как в неизменном, так и в переработанном виде», — говорит Симарин.

Предложения Калининградской ТПП по определению статуса товара ЕАЭС, по сути, сводятся к замене физической идентификации на документарную, путем выстраивания цепочки доказательств на основании следующих документов:

— накладных, счет-фактур, других документов, в которых указаны сведения о продавце и покупателе товара, о наименовании, количестве, стоимости товара;

— ветеринарных, фитосанитарных документов;

— декларации на товар, выпущенной таможенным органом и подтверждающие, что товар приобрел статус товара Союза на остальной части таможенной территории Союза;

— документов, подтверждающих, что товар произведен в государствах ЕАЭС.

— гражданско-правовых договоров на покупку товаров у поставщиков с другой таможенной территории ЕАЭС;

— бухгалтерских документов, подтверждающих нахождение на балансовом и складском учете предприятия на территории ОЭЗ, приобретенного и ввезенного товара с указанием основания постановки на балансовый учет.

Но, в любом случае, на сегодняшний день окончательное решение по определению статуса товара закреплено за таможенными органами, говорит вице-президент КТПП.

РБК Калининград направил запрос в региональное правительство с просьбой разъяснить ситуацию.

Росморречфлот зарегистрировал новую морскую линию «Морской порт Усть-Луга — морской порт Калининград». Прежде суда заходили только в порт Балтийск. Основными морскими портами заходов судов на линии являются Калининград и Усть-Луга. Факультативными морскими портами – Большой порт Санкт-Петербург и Зассниц (Германия).

Между Усть-Лугой и Калининградом задействованы два судна — железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский» и многофункциональное судно Ursa Major. Планируется, что в сентябре на линию встанет железнодорожный паром «Генерал Черняховский», писал РБК Калининград.

Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается