Хищение ₽1,6 млрд на стройке в Пионерском, 05 ноя 2021, 14:40

Портовый долгострой. Почему терминал в Пионерском не могут сдать два года

Читать в полной версии
Фото: Сайт ФГУП «Росморпорт»

31 октября 2019 года в Пионерском должны были сдать в эксплуатацию международный морской грузопассажирский терминал по приему круизных и грузопассажирских судов. Два года спустя порт готов только на треть. РБК Калининград решил напомнить читателям, что известно о долгострое и почему его до сих пор не закончили.

О строительстве глубоководного порта в Калининградской области как одного из крупнейших инфраструктурных проектов Северо-Западного федерального округа заговорили в начале 2000-х годов. По информации сайта Минтранса России, терминал должен был строиться в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Планировалось, что на 93% проект профинансирует государство, а 7% составят частные инвестиции. Власти возлагали на порт надежды по повышению привлекательности области для туристов и развитию паромного сообщения с другими регионами.

Проект предполагает строительство морского вокзала с пропускной способностью более 1,2 тыс. человек в час, открытых грузовых площадок площадью 75,5 тыс. кв. метров, двух причалов общей длиной 725 метров. Акватория будущего терминала составит 30,53 га. Пропускная способность терминала через несколько лет после ввода в эксплуатацию должна составить 250 тысяч пассажиров и до 80 тысяч единиц транспорта в год.

Начало строительства

В начале января 2017 года проект по строительству порта получил положительное заключение госэкспертизы. Осенью того же года на конкурс по возведению объекта заявились две компании — крупнейший в России строительный холдинг АО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и самарское ООО «Больверк». Последняя в итоге получила контракт за 7,313 млрд рублей вместо первоначальных 7,338 млрд рублей. На эти средства компания из Самары должна была разработать документацию, построить портовую инфраструктуру и морской терминал для приема судов. Федеральный заказчик Росморпорт перечислил компании «Больверк» 2,193 млрд рублей аванса.

Фото: Александр Подгорчук

Строительство нового терминала стартовало в начале 2018 года. Предполагалось, первые суда новый порт Пионерский должны был принять в 2020 году. В январе 2018 года губернатор Антон Алиханов и глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко договорились создать судоходную компанию, которая способствовала бы развитию круизного судоходства в обоих регионах.

Однако в августе 2019 года порт был построен всего на 28%, а исполнитель все время отставал от графика и откладывал работы. Помешал работе и январский шторм, который разрушил некоторые конструкции.

Росморпорт несколько раз штрафовал «Больверк» за срыв сроков строительства.

В ноябре 2019 года контракт с самарской фирмой был расторгнут. Общая сумма неустойки составляла более 172,5 млн рублей. Выплатила ли ее компания и каковы были окончательные суммы штрафов, — неизвестно. Получить эту информацию от заказчика редакции не удалось. Через суд Росморпорт требовал с подрядчика и пеню в размере 14 млн рублей. Эти претензии были оставлены без удовлетворения.

Уголовное дело

В декабре Следственный комитет России возбудил уголовное дело против самарской компании из-за хищения 1,6 млрд рублей при строительстве круизного терминала. По данным правоохранителей, ООО направило часть денег на счета четырех аффилированных организаций, а также в пользу фирм, уклоняющихся от уплаты налогов и замеченных в мошеннических операциях. Тогда подозреваемыми по делу проходили четыре сотрудника компании-подрядчика: экс-гендиректор и его бывший первый заместитель, а также генеральный директор и его заместитель, которые руководили предприятием на момент возбуждения уголовного дела.

В Росморпорте РБК Калининград ранее сообщили, что «Больверк» до расторжения контракта успела освоить 615,6 млн рублей. Неосвоенные 1 578,3 млн рублей вернули по банковской гарантии.

Тогда же, в конце 2019 года, Антон Алиханов заявил, что порт в Пионерском появится в 2021 году. «Принято решение на проектном комитете у [вице-премьера РФ] Максима Алексеевича Акимова, что федерация продолжает эту стройку и будет заканчивать ее — давайте будем реалистами — в 2021 году. Порт должен был начать работу в этом году в октябре. Мы подняли шум, когда в мае месяце стало совершенно понятно, что ничего не происходит», — сказал губернатор.

В июле 2020 года стало известно, что первого генподрядчика —  самарскую фирму «Больверк» — признали банкротом. Сумма требований кредиторов составила более 2,5 млрд руб, из которых 1,2 млрд рублей истребовало ФГУП «Росморпорт».

В Западном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ РБК Калининград рассказали, что расследование уголовного дела против руководства «Больверка» еще не завершено.

Консервация и достройка

Фото: «Стройтрансгаз»

После возбуждения уголовного дела стройку заморозили. Консервация обошлась в 407 млн рублей. Год спустя Росморпорт объявил новые торги на достройку объекта. Завершить его за 5 млрд 985 млн рублей должно было московское «Интер РАО-Инжиниринг». Генподрядчику перечислили аванс 723,6 млн рублей и установили срок сдачи в эксплуатацию — 20 декабря 2022 года. Но в январе 2021 года контракт пришлось расторгнуть по инициативе подрядчика по причине форс-мажорных обстоятельств. В «Интер РАО-Инжиниринг» заявили, что весь персонал срочно привлекли к выполнению программы Правительства РФ по модернизации объектов тепловой теплоэнергетики. К работам на площадке порта компания не приступала.

В июле и августе 2021 года Росморпорт несколько раз пытался найти нового подрядчика, но безуспешно: на торги либо никто не заявлялся, либо заявки были признаны недействительными. Предполагалось, что генеральным подрядчиком строительства станет компания АО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, которая занималась консервацией объекта, но и этого по неизвестным причинам тоже не случилось.

В начале 2020 года отсутствие строительства порта в Пионерском вызвало беспокойство федеральных властей. В апреле президент РФ Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину взять на контроль развитие портовой инфраструктуры в Балтийском бассейне, в том числе, и достройку пассажирского терминала в Пионерском. В августе 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин в ходе визита в Калининградскую область заявил, что порт в Пионерском — это единственный объект, ходом строительства которого он недоволен и что федеральные деньги были перераспределены на другие объекты.

Что происходит сейчас

Фото: Сайт ФГУП «Росморпорт»

По данным на сентябрь 2021 года, спустя три года после начала строительства порт в Пионерском готов на 30%, полностью реконструирован Восточный молл.

Новый подрядчик должен завершить стройку к 1 апреля 2023 года. Максимальная цена контракта в сентябре составляла 5 млрд 582 млн 146 тыс. 359,6 рублей.

В начале октября стало известно, что правительство России намерено дополнительно выделить на достройку терминала 9,7 млрд рублей — в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» и по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В 2022 году финансирование работ планируют увеличить на 8, 951 млрд рублей, а в 2023 году направят еще 732,7 млн рублей на обеспечение строительного контроля.

Новый подрядчик должен будет завершить международный грузопассажирский терминал, включая два причала общей длиной 725 метров и акваторию для приема грузопассажирских паромов и современных круизных лайнеров, а также причал для судов портового флота протяженностью 110 метров, оградительные и берегоукрепительные сооружения, здание и береговую инфраструктуру терминала.

Инфраструктура

Кроме строительства самого терминала Росморпорт планирует до октября 2022 года установить в поселке Заостровье Зеленоградского городского округа автоматический радиотехнический пост № 5 Системы управления движением судов. Торги с поиском подрядчика объявляли дважды, оба раза желающих не нашлось. Стартовая цена работ составляла 124,59 млн руб. Информация о строительстве вышки вызвала негативную реакцию местных жителей, которые посчитали, что ради этого вырубят лес на мысе Гвардейский. Однако Росморпорт опроверг информацию о планируемой массовой вырубке реликтового леса.

Летом этого года между Пионерском и Светлогорском открыли дорогу, по которой можно проехать между двумя муниципалитетами. Трасса соединяет территорию порта с дорогой на Калининград. Кроме того, региональные власти сообщили, что через пять-шесть лет до будущего порта в Пионерском намерены продлить променад из Светлогорска.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы