Калининград, 05 дек 2021, 16:26

Лучшее за неделю. Грузоперевозчики о сложном транзите, очередях и убытках

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

На неделе с 29 ноября по 5 декабря на литовско-белорусской границе осложнился транзит грузов — росли очереди из фур. Например, по данным агентства Sputnik Литва, 30 ноября к концу рабочего дня длина очереди на пограничном пункте «Райгардас» («Привалка») составляла 11 километров и почти не двигалась.

Вице-президент калининградской транспортной компании «ДСВ Транспорт», глава Общественного совета при областном министерстве развития инфраструктуры, член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Леонид Степанюк рассказал в интервью РБК Калининград о том, какие последствия для грузоперевозчиков имеет «миграционный кризис» и обострение отношений между Польшей, Беларусью и Литвой.

Леонид Павлович, в последние дни постоянно появляются сообщения о многосуточных очередях грузовиков на границах Польши, Беларуси, Литвы. Насколько эта ситуация влияет на грузоперевозки в Калининград и из него?

На выезде из Калининграда в Россию ситуация нормальная. Если мы едем Калининград-Чернышевское, то там никаких очередей нет. И далее когда едем через Литву в Беларусь, там на погранпереходах на границе Литвы с Беларуссией от суток до двух стоит автотранспорт. Мы привыкли ездить быстро — в простоях на границах не более суток-двое, и для нас если простои на МАПП (многосторонний автомобильный пункт пропуска — прим. РБК Калининград) больше двух суток — это уже критично. Но все равно ситуация пока терпимая.

А на возврате машин из России в Калининград?

Там всё гораздо сложнее. В частности, наши коллеги говорят, что на МАПП в Бурачках (МАПП Бурачки-Терехово на границе Псковской области с Латвией — прим. РБК Калининград) двое-трое суток очередь. В Каменном Логе и Котловке (белорусские пункты пропуска на границе с Литвой) машины простаивают существенно дольше. По последней информации наших коллег очередь была 5-7 суток. Немного тогда непонятно, почему пошли туда, когда можно через Бурачки проехать и через Латвию.

Сейчас несколько наших машин возвращаются в Калининград. Одна поехала через Григоровщину — через Беларусь заходим в Латвию — в трое суток уложились. Везде по-разному, но машин много именно на этих главных направлениях. Изыскиваем варианты, двигаемся аж до Пскова, на пути в основную Россию и обратно, в зависимости от ситуаций на МАПП, мониторим по интернету и выбираем, где быстрее.

Сегодня сложился большой дефицит транспорта: все машины либо в дороге, либо в очереди на МАПП на обратном пути в Калининград.

Когда отправляете в рейс водителей, понятно уже, что им придется долго стоять?

Не всегда. Никто не рассчитывает, что простои будут более трех суток, ну максимум до трех. Если машина простаивает на переходе более двух суток — это очень много, и сразу означает и потери времени, и опоздание на выгрузку/загрузку. Опоздание на загрузку там строго, в частности в Москве. Не успел — все, либо срыв загрузки, либо ищи новую. И потом очень трудно планировать назад, потому что нарушается весь график, бронь на МАПП срывается, если есть, и потерь уже гораздо больше.

Эту ситуацию нельзя квалифицировать как форс-мажор, чтобы избежать штрафов?

Это кто как с партнерами договорится. На самом деле, мы контролируем, чтобы когда менеджер заказывает, то обязательно эти потери возможные должны быть заложены в ставку.

Либо в заявке, либо в договоре должно быть прописано: если простой составляет более двух суток, то идет дополнительная оплата за сутки и размер ее оговаривается. Потому что, скажем так,

рост затрат, потерь, равно как и стоимость транспортных средств сегодня уже на 40-50% подскочили. Этот рост затрат от простоев опережает в разы рост ставок и оплаты за фрахт. Скажем, топливо в РФ ежемесячно сейчас на 2% подрастает, европейское — на 3-4% ежемесячно, это много. Все это может привести к плохим последствиям.

Машин больше требуется в оборот из-за простоев, меньше машин покупается, обновляется, поэтому будет большой дефицит транспорта. Стараемся договариваться с грузовладельцами, они с неохотой на это идут.

А как платят водителям, которые попали в многосуточную очередь?

Многие компании полностью оплачивают каждые сутки в соответствии с нормативом, независимо от того, сколько стоит водитель. Мы на Германию, на Европу когда ездим, там тоже периодически перебои с грузами бывают, все равно оплачиваем полную ставку. Но так делают не все, есть и компании, где конкретная сумма предусмотрена за рейс, и чем быстрее он проедет, тем ему выгоднее, а при больших простоях это для водителя большие потери.

Из-за роста суточных по причине простоев мы видим рост расходов в общей сумме выручки, плюс потери от простоев.

Есть у вас понимание, что будет дальше?

Каждый ищет сейчас пути оптимизации работы транспорта и компаний, иначе затраты и потери нас просто съедят. Мы находим свои варианты. Например, мы ездим из Калининграда в Европу и назад. Если обратных грузов нет, мы берем грузы в Москву, идем туда через Польшу-Беларусь, из Москвы назад. При этом даже из Польши через Беларусь быстрее мы проходим, чем возвращаясь из Москвы в Калининград — здесь самые главные потери.

В связи с осложнениями на границе Республики Беларусь с ЕС мы сейчас стараемся избегать направлений, которые идут через белорусскую границу. Маршруты с большими простоями мы стараемся исключать из заказов. Но для клиентов, грузовладельцев это не улучшает ситуацию.

Впереди Новый год, и на сегодняшнюю ситуацию может наложиться сезонное скопление машин…

Что касается Нового года…, проблема будет нарастать, я думаю. Если ситуация в отношениях между Польшей, Беларусью, Литвой сейчас не улучшится, то

потери могут быть очень большими. Но, естественно, сейчас все стараются перевыставить потери на грузовладельца, далее это все отразится на конечном потребителе, другого варианта нет. Я не думаю, что ситуация будет улучшаться.

Вот и сейчас очередная наша машина выгружается в Москве, и мы думаем, как бы ее отправить назад. С удовольствием поставили бы на паром в Питере и ехали, но там тоже большие очереди, и паром грузовой, а не пассажирский, водителя посадить некуда. Здесь бы очень пригодилось решение, которое в свое время предлагало наше экспертное сообщество — поставить нам в регион грузо-пассажирский автомобильный паром, этого сделано так и не было. Сейчас ситуация обостряется, и, может быть, в конце концов, нас услышат и поставят, как раз время пришло. Нужен паром универсальный, чтобы обойти все эти заторы. Как вариант, скорейшая реализация проекта контрейлерных перевозок железнодорожным транспортом. Для Калининграда это, наверное, могло бы быть большой поддержкой, для автомобильного транспорта — тех грузовладельцев, производителей, покупателей, чью продукцию можно возить только автомобилями. Убытки для перевозчиков в связи с простоями достаточно большие.

Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино