Калининград, 06 апр 2021, 11:58

Законный путь. В России запустят гаражную амнистию

Читать в полной версии
Фото: Pixabay

Президент Владимир Путин 5 апреля подписал закон о гаражной амнистии. До сентября 2026 года россияне смогут оформить в собственность государственные и муниципальные земельные участки, на которых расположены их гаражи. РБК Калининград разобрался, что это даст владельцам «незаконных» гаражей и как получить их в собственность.

Гаражная амнистия — период, когда можно в упрощенном порядке оформить в собственность индивидуальные гаражи и участки под ними, если права на эту недвижимость не были зарегистрированы. Под действие закона попадают те гаражи, которые в качестве объектов капитального строительства возвели до 30 декабря 2004 года. Участок должен был быть предоставлен гражданину органом власти или организацией либо по решению общего собрания членов гаражного кооператива. Амнистия начнется 1 сентября 2021 года и продлится до 1 сентября 2026 года.

Нет точных сведений, сколько гаражей может попасть под амнистию. Но по данным Росреестра, в России не зарегистрированы права более чем на 2 млн гаражей. При этом количество не оформленных в установленном порядке гаражей значительно больше.

Амнистия станет более законным путем к владению и приобретению гаража, а также позволит властям контролировать состояние объектов, считает руководитель общества защиты прав автомобилистов Калининградской области Георгий Румянцев:

«Есть много гаражей, которые люди просто сами ставили — или инвалиды, или участники войн. Есть много мест, и я их вижу, где стоят такие непрезентабельные старые постройки, где есть жилые дома, дворовые участки и где-то чуть в сторонке стоят ржавые гаражи. И неизвестно, кому они сейчас принадлежат. Может владелец давным давно умер. Поэтому здесь вопрос стоит или узаконить, если есть на то право, или демонтировать эти гаражи. Потому что сегодня эти бесхозные гаражи портят внешний вид и благоустройство».

Оформленный по гаражной амнистии объект станет официальной собственностью гражданина. Его владелец сможет распоряжаться им в рамках закона — продавать, передавать по наследству и т.д., не опасаясь, что в любой момент его могут отобрать власти. Кроме того, инвалиды имеют внеочередное право получить такие участки рядом с местом, где они проживают.

«У нас город строится, расширяется. И сейчас мы видим, что в некоторых местах гаражи сносят, но еще нет законных условий, что “я собственник, я могу диктовать сумму компенсации”. А если будет собственник, то он сможет сказать, “извините, вы со мной договариваетесь чтобы меня устроило. Нет? Значит, я не даю добро на снос моей собственности”. Сейчас администрация может одним махом сказать “нам нужна городская земля, мы сносим эти гаражи”», — уверяет Румянцев.

«Новые» владельцы гаражей после выхода из тени должны будут платить налог на недвижимость и следить за состоянием своих построек.

«Ты должен его содержать в порядке, чтобы не разваливался. Вот я хожу на Багратиона, там видно — стоят эти дряхлые ржавые гаражи, вокруг них никто ничего не убирает, они в непотребном виде. У государства будет возможность воздействовать [на владельцев таких гаражей]. Кроме того, нужно понимать, что в нашей жизни всякое случается. Если случилось ДТП, на хозяина возложили обязанность возмещения вреда, то приставы могут арестовать гараж. Если жилая недвижимость у него одна, то на неё никто не наложит арест, а на гараж, машину — пожалуйста», — пояснил эксперт.

Какие гаражи не попадут под амнистию

Фото: Александр Подгорчук

Гараж и земля под ним не могут быть приватизированы, если его признали самовольной постройкой, подлежащей сносу, пишет РБК. Кроме того, нельзя будет узаконить гаражи, которые являются вспомогательными объектами по отношению к частным жилым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения.

Например, если гаражи используются для предпринимательской деятельности — для услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомобилей, или предназначены для хранения техники и оборудования, необходимых для обеспечения деятельности органов власти и транспортных организаций.

Подземные гаражи и находящиеся в многоквартирных домах или объектах коммерческого назначения, также не попадают под новый закон. Власти ранее отмечали, что под амнистию не попадут гаражи-ракушки: они относятся к некапитальным строениям, но находятся не на территории гаражных кооперативов.

В прошлом году специалисты мэрии выявили в Калининграде около 20 тысяч незарегистрированных гаражей, которые могут считаться самостроем. Большинство этих построек были возведены с 1970 по 2005 год, и ни в каких реестрах недвижимость не отражена. Из-за этого город недополучает налоги в бюджет на ремонт дорог и тротуаров, благоустройство. При этом самим владельцам гаражей пока ничего не грозит, писал РБК Калининград.

В 2019 году в областном центре на 4% снизилась стоимость гаражей. Калининград оказался на шестом месте в рейтинге доступности гаражей в городах России. Средняя стоимость объекта в городе составила 240 тыс. рублей. Эксперты связывают снижение цен с законопроектом о «гаражной амнистии», призванным упростить процедуру приватизации гаражей и земли под ними.

Pro
Вывод капитала из Китая достиг нового рекорда. Куда утекают эти деньги
Pro
Как платить налоги с 2025 года состоятельным инвесторам: разбор кейсов
Pro
Продавцы пустоты. Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии
Pro
Как не стать жертвой мошенников при переводе денег в Китай: 7 советов
Pro
Как продолжить работать с иностранными банками — откройте траст
Pro
Налог на прибыль для компаний вырастет до 25%. Как вернуть часть денег
Pro
Уйду — и все развалится: как трудоголику уговорить себя на отдых
Pro
Ни премии, ни ДМС, ни ИИ не помогают: что мешает компаниям в России расти