Калининград, 06 ноя, 17:41

Турсезон в Калининграде не увеличил прибыль отельерам и рестораторам

Представители отрасли не смогли увеличить маржу, несмотря на возросшее количество гостей
Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

Минувшим летом в Калининградскую область приехало на 15% больше гостей, чем в прошлом году. Такие данные озвучили журналистам 6 ноября представители отрасли HoReCa (от англ.Hotel, Restaurant, Cafe — гостинично-ресторанный бизнес — прим.ред.) в ходе пресс-завтрака, организованного Ассоциацией индустрии гостеприимства. Приток туристов не дал увеличения прибыли, она осталась на уровне прошлого года. Доходы «съела» инфляция: кратно выросли цены на бензин, на коммунальные услуги и продукты, пришлось повысить и зарплаты в отрасли.

По данным регионального министерства по культуре и туризму за январь—сентябрь 2024 года туристы потратили здесь порядка 20 млрд руб., что на 19,4% больше, чем за девять месяцев прошлого года. Министр Андрей Ермак ранее констатировал, что гостиничный бизнес заработал 4 млрд 264,2 млн - то есть, на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Санатории получили на 17% больше — 2 млрд 223,6 млн руб. Учреждения культуры увеличили выручку на 28%, до 2 млрд 69,2 млн руб. Доходы туроператоров и агентств достигли 1 млрд 854,2 млн руб. (+23%).

Вау-эффекта не получилось

По данным представителя компании-арендатора замка Шаакен Екатерины Молодцовой, в этом году управляемые туробъекты посетили более 150 тысяч гостей — против 120 прошлогодних. Причем, на объекты наконец поехали не гости региона, а калининградская публика. Но с учетом всех расходов вау-эффекта от возросшего турпотока не получилось.

«Когда посчитали минус на плюс и вывели цифру заработка этого года, она стала равна заработку прошлого года. Хотя денег в денежной массе мы видели гораздо больше. Но за счет того, что мы формируем как туроператоры продукты из множества составляющих, то и затраты выросли в разы», — рассказывает Молодцова.

С ней солидарен исполнительный директор «Балтма Турс» Михаил Друтман. Старейший туроператор региона не смог увеличить маржу, несмотря на возросший поток туристов. Все дело в том, что снизилась покупательская способность гостей, объяснил Друтман.

Туристы стали тратить меньше, соглашается с ним руководитель регионального представительства Федерации рестораторов и отельеров Вера Ярмолюк.

«Безусловно, прирост именно в обороте присутствует. Ориентируясь по нашим ресторанам («Цотлер», «У Гашека» прим.ред), могу сказать, что количество гостей выросло примерно на 1,3% по отношению к прошлому году. То есть, рост турпотока есть. Но хочу отметить, что количество [покупаемых] блюд снижается. Если в прошлом году туристы могли взять два блюда, первое и второе, например, то в этом году наши гости покупали, как правило, одно блюдо. То есть вы понимаете, что люди стали считать свои деньги, и они избирательны в этом плане», — отмечает Ярмолюк.

Глава Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградска, владелец сети отелей «Элиза» Сергей Куренков в начале разговора был позитивен и констатировал рост совокупной выручки в размере 30-35%. Правда, следом напомнил, что накопленная инфляция с 2019 года составляет порядка 40%, фонд заработной платы вырос в 2,5 раза, а помимо этого увеличились и другие статьи расходов. Поэтому говорить о том, что сфера HoReCa заработала колоссальные деньги не приходится, резюмировал в итоге Куренков.

«Мы очень зависим от всех окружающих факторов, которые нам диктует вся инфраструктура. Наша инфраструктура при всех радостях, которые существуют в развитии внутреннего туризма, достаточно ограничена. Мы ограничены номерным фондом, ограничены ценовой политикой, которая сегодня растет бешено. Мы сегодня Швейцария в Российской Федерации, по большому счету. Но, я не могу сказать, что это плохо. Я всегда говорил, что Калининград должен быть избранным, должен быть красивым, должен быть для определенных лиц. То есть, мы сами должны формировать туристическую среду, и это у нас немного получается», — продолжает Михаил Друтман.

Транспорта не хватает

Второй большой проблемой, с которой столкнулись в этот сезон туроператоры региона, был дефицит пассажирского транспорта для перевозки туристов. На исходе сезона некоторые турфирмы самостоятельно купили с десяток китайских автобусов по 14-15 млн рублей каждый, но этого слишком мало, чтобы закрыть вопрос с нехваткой транспорта. Здесь нужна господдержка, убежден владелец турфирмы «Анюта» Алтынбек Кожахметов.

«В течение этого года Российский союз туриндустрии, автобусная комиссия, Минэкономразвития находились в достаточно конструктивной дискуссии относительно субсидий для пассажирского транспорта, поскольку ситуация с туристическим транспортом в нашем регионе и в целом по России очень плачевная. Если раньше мы еще могли говорить о качественном туристическом транспорте — а дискуссия шла именно вокруг качественного туристического транспорта, то сейчас не хватает просто туристического транспорта как такового. Поэтому обсуждался вопрос субсидий о покупке пассажирских автобусов. Для этого мы, в том числе, и калининградские автобусники, выезжали к нашим отечественным производителям в Набережные Челны и Нефтекамск. Решение было принято, но воз и ныне там», — объясняет он.

По подсчетам эксперта, региону сегодня не хватает минимум 50, а чтобы закрыть все потребности — и все 100 автобусов. И речь идет не только о туристических автобусах, а о микроавтобусах и минивэнах. Есть и еще одна проблема: с качественным водительским составом. Мало того, что водителей не хватает, но при таком интенсивном сезоне они просто не могли нормально отдыхать, говорит Кожахметов.

«Бабушкинизация» отрасли

О дефиците кадров в туристической отрасли Калининградской области участники этого рынка говорят много лет подряд. В ближайшем будущем улучшения ситуации они не прогнозируют, наоборот, допускают, что она может стать критической.

Возможным выходом, как считает Вера Ярмолюк, мог бы стать пересмотр регионального законодательства относительно приема зарубежных рабочих.

«Было бы хорошо, если бы региональные власти пересмотрели момент предоставления работы иностранцам. У нас ранее в сфере обслуживания и гостеприимства было возможно работать [гастарбайтерам] по патенту. Сейчас это упразднили. К следующему туристическому сезону (хотя рамки уже очень размыты, люди пишут, как мы у вас будем Новый год отмечать, дайте нам программу) хотелось бы все-таки определиться, будем работать в этом направлении», — поясняет руководитель регионального представительства Федерации рестораторов и отельеров.

В декабре 2023 года губернатор Антон Алиханов продлил ограничения на работу иностранных граждан в Калининградской области на 2024 год. Мигрантам, работающим по патентам, запретили трудиться в сфере обработки данных и предоставления услуг по размещению информации. Кроме того, был сохранен введенный в 2021 году запрет на работу иностранцев в хлебопекарном производстве, производстве кондитерских изделий, а также детского питания и пищевых продуктов, в такси и сфере пассажирских перевозок, в отельном бизнесе, сфере общего образования и трудоустройства.

Вера Ярмолюк рассказала, что вместо граждан Узбекистана и Таджикистана по патентам в регион поехали работать индусы и ливанцы. Но в случае с ними есть другое препятствие — калининградские работодатели ограничены языковым барьером и склоняются в пользу жителей постсоветских республик, с которыми можно было общаться на одном языке. Это касается в большей степени линейного персонала, уточняет Ярмолюк.

Сергей Куренков, говоря о кадровой проблеме, назвал сегодняшнюю ситуацию «бабушкинизацией» отрасли.

«Сейчас никого не удивляет, что в отрасль идут работать 40+ и выше. Если раньше на ресепшен рассматривались молодые девушки красивой наружности, то сейчас работодатели по большей части вообще не смотрят на такие истории. Хорошо, что ты пришел», — говорит отельер.

Чтобы решить проблему кадрового дефицита Ассоциация индустрии гостеприимства инициировала дуальное обучение в РАНХиГСе.

«Его идея сводится к следующему: с первого курса дети выходят работать. 50% практики, все остальное — теория. И если раньше это был четвертый, пятый курс, когда дети шли на практику, то сейчас такая практика есть в колледжах и с первого курса. Это все согласовано с Министерством образования, естественно, при его поддержке. И сегодня во многих калининградских заведениях HoReCa созданы собственные школы сервиса и гостеприимства», — говорит директор Ассоциации Ольга Тесленко.

Она отмечает, что не видит другого пути, кроме как создать в Калининграде глобальную школу гостеприимства «для всей России, мира и Вселенной». Опыта региональным участникам отрасли вполне хватит, уверена Тесленко.

В помощь работодателям сегодня также создается форум вакансий — информационный портал под рабочим названием «Биржа вакансий».

«Каждый работодатель в сфере HoReCa отправляет заявку, отправляет критерии к соискателям. Каждый студент отправляет свое портфолио, отправляет отзывы о практике, которую он прошел, работодателю, и происходит стыковка и назначение резюме. Тестовый код уже готов, и будет тестироваться на предстоящем форуме HoReCa (он пройдет в Калининграде с 14 по 16 ноября — прим. ред.). Прошу всех, кто сегодня имеет отношение к отрасли гостеприимства, стать первым», — призвала Тесленко собравшихся.

Как писал РБК Калининград, власти Калининградской области планируют продлить на 2025 год ограничения на работу мигрантов в некоторых отраслях. Меры касаются тех, кто работает по патентам — в основном это мигранты из стран с безвизовым режимом, за исключением граждан Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. В частности, иностранцев ограничат в праве работать на производстве хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания и пищевых продуктов, в сфере пассажирских перевозок (общественный транспорт и такси), в отельном бизнесе, в общем образовании и трудоустройстве.

 

Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам