Калининград, 08 июл 2022, 15:55

Мнение экспертов: от отказа транзита из Прибалтики выиграет Польша

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

Возможный запрет со стороны России транзита через Прибалтику может усугубить нынешние проблемы с логистикой и принесет выгоду Польше. Такое мнение эксперты высказали изданию «Коммерсант».

Реальное состояние транзита в Калининград в ОАО РЖД не комментируют. Как отмечает директор производственного департамента Novelco Виктория Власова, после введения ограничений Литвой грузоотправители в экстренном порядке стали переориентировать потоки на авиатранспорт и паром.

«Сейчас грузопоток не снизился, а переориентировался на другие виды доставки. Автомобильный транспорт до сих пор идет через литовско-российскую границу, но груз подвергается тщательному досмотру, в связи с чем возникают огромные очереди. В среднем проверка одной машины занимает два-пять часов. Досмотру подвергаются как российские автомобили, так и иностранные», — говорит она.

В сравнении с автомобильным транспортом, где транзитный через Прибалтику обычно составлял 5–6 дней, перевозка паромом занимает от 15 дней. Кроме этого, наличие свободных мест на пароме ограниченно и забронировано на один-два месяца вперед. Как следствие, возможен дефицит определенных групп товаров, продолжает Власова.

Пока литовские власти выступают категорически против зеленых коридоров для российских грузов в Калининградскую область, Еврокомиссия рассматривает возможность пропуска сюда санкционных товаров в объемах, не превышающих зафиксированные до начала военной операции на Украине. Однако местные власти возражают против подобных ограничений.

Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов считает, что на фоне сниженного объема импорта — более 70%, согласно статистике ФТС,— можно было бы не переживать за перераспределение транзитного потока, следующего в РФ через Прибалтику и Беларусь, поскольку грузопоток из Литвы в Калининград, а также из Эстонии в Россию, незначителен.

«Однако надо не забывать, что пункты пропуска Польша — Белоруссия, Литва — Белоруссия работают на ограниченных мощностях, пропуская около 40% от возможных транспортных средств. Как результат, такое перетекание грузопотока, помимо закрытия доступа латвийских и эстонских перевозчиков в РФ, еще больше усугубит ситуацию с автомобильными перевозками через Белоруссию. По моей оценке, очереди могут вырасти дополнительно на два-три дня. Тарифы на перевозку также могут пойти вверх за счет вымывания парка латвийских перевозчиков» ,—считает он.

Виктория Власова также говорит об удорожании логистики, указывая, что, например, автомобили, следующие из Китая в ЕС через территорию России, будут вынуждены делать гигантский крюк через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию, что колоссально отразится на стоимости перевозок и сроках доставки грузов.

Основатель VIG Trans Игорь Ребельский отмечает, что жесткий запрет транзита через Прибалтику может повлиять на возможность для импортных товаров из Европы, которые не находятся под санкциями, попадать на территорию РФ в достаточном объеме.

«Прибалтика в целом, и особенно Литва, является сосредоточением огромных складских комплексов и морских портов, через которые осуществляется транзит грузов на Россию. Есть еще очень «дружественная» нам страна Польша, через которую также проходит транзит европейских грузов в РФ. И в случае блокады Прибалтики Польша станет монополистом на этом направлении», — отмечает Ребельский.

По его мнению, это приведет к зависимости российского импорта от Польши как транзитера, еще более стремительному росту цен на перевозки и сокращению импортных товаров европейского производства в России.

Напомним, ранее областные власти предложили запретить ввоз и вывоз любых товаров в Россию и из нее через прибалтийские страны в качестве «крайней» ответной меры на ограничение транзита грузов через Литву.

Как ранее писал РБК Калининград, советник президента Литвы Аста Скайсгирите заявила, что власти прибалтийской республики не согласятся на установление зеленых коридоров для транзита грузов в Калининградскую область из РФ через свою территорию.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что идея калининградских властей запретить ввоз и вывоз товаров в РФ через Прибалтику в ответ на транспортную блокаду области возможно сработает. «Это точка зрения руководителя области. Естественно, регион и его руководство тоже формулируют свои предложения к возможным действиям. Если иные методы окажутся безрезультатны, это вполне нормальная практика», — сказал Песков.

   
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование