Обзоры РБК Калининград, 08 окт 2020, 11:30

Лучшее за неделю. Индустрия гостеприимства региона о первых итогах сезона

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

Туристический сезон 2020 начался не в мае, как обычно, а в середине первого месяца лета. 22 июня в Калининградской области начали снимать коронавирусные ограничения, и уже в субботу 27 июня аэропорт «Храброво» принял первых туристов из Екатеринбурга. С 15 июля правительство региона отменило обязательную обсервацию для приезжих.

7 октября, на областном совете по туризму министр Андрей Ермак подвел промежуточные итоги туристического сезона: с начала года область посетили 787,5 тысяч человек, из них около 300 тысяч приехали с июня по август. В ведомстве рассчитывают, что за 2020 год турпоток в Калининградскую область будет на уровне 1,2-1,3 млн туристов. Это — официальные данные.

Сами представители индустрии гостеприимства — турфирмы, рестораны, отели и музеи — к подведению итогов только приступают. Реальные цифры будут известны не ранее первого квартала 2021 года. Но общую оценку дают уже сейчас: этот сезон нельзя сравнить ни с каким другим. РБК Калининград расспросил участников туристического рынка, как им работалось в этом году.

История одного взрыва

Придумывать, как работать в условиях ограничений, пришлось всем. Численность туристических групп, например, была сокращена. Объект паломничества, национальный парк «Куршская коса» в июле — августе посетило 367 групп. «Даже с ограничениями, мы практически сравнялись в показателях с прошлым годом. А вот август ознаменовался значительным ростом числа организованных туристических групп. Мы приняли 451 группу. В прошлом году 360», — рассказывает директор ФБГУ «Национальный парк «Куршская коса» Анатолий Калина. По его словам, серьезно изменилась характеристика посетителей национального парка. Поскольку россияне не могли выехать за рубеж, случился наплыв так называемой «нецелевой аудитории», настроенной критически, привыкшей к высокому и очень высокому уровню обслуживания.

О потоке «нецелевой» аудитории, ожидающей сервис «все включено» по турецкому или европейскому образцу, говорит и одна из учредителей отеля «Альтримо» Дарья Кириллова. По ее словам, строгие предписания Роспотребнадзора не позволили организовать «шведский стол» в отеле, кроме того, возросли траты на дезинфекцию, парогенераторы и услуги клининга. «Расходы на уборку выросли на 25%, пришлось нанимать дополнительный персонал. Из — за этого цена на проживание подорожала на 10%, однако, спроса это не убавило. В отеле 34 номера и все они были заняты на 95%», — говорит Дарья.

Требования Роспотребнадзора заставили предпринимателей и руководителей искать свои выходы из кризисной ситуации. К примеру, музеи могли принимать строго ограниченное число посетителей: 1 человек на 20 кв.метров. Небольшой частный музей-квартира «Altes Haus» решил увеличить количество сеансов за день: каждый час по 8 сеансов. Билеты раскупали на неделю вперед. Создатели музея — семейная пара Александр и Наталья Быченко — оценивают прошедший турсезон как взрывной. «По цифрам у нас своеобразный рекорд по сравнению с летом 2019 года. За август к нам пришло на 60% больше, чем за тот же период в прошлом году. Такое, конечно, никто не мог спланировать. Мы работали в очень нестандартных условиях », — рассказывает Наталья Быченко.

«Взрывной» сезон добавил работы экскурсоводам. Елена Платунова трудится в сегменте VIP и отмечает, что многие обеспеченные клиенты приехали в Калининград впервые и скорее вынужденно: «Если бы не коронавирус, то туристы с большим деньгами поехали бы, как обычно, в Италию и тому подобные страны. Теперь они, наконец-то, открыли для себя нашу область. У меня таких гостей, готовых оставлять у нас большие деньги, было в этом году 90%. И они приехали сюда впервые и были очень удивлены. Многие намерены приехать снова в следующем году. И пока жаловаться не могу, конца и края не видно работе, у меня группы собрались уже и на январь».

Оптимизма больше нет?

Компании, работающие на выезд за рубеж или принимающие иностранцев здесь, оценивают сезон как провальный. Даже открытие Турции, Танзании и Великобритании не прибавили им оптимизма. Совсем в минус ушли те, кто встречал гостей из-за границы. «Очень сложная ситуация у перевозчиков, которые организовывали автобусные туры из нашей области в Европу. Полный провал у турфирм, принимающих иностранцев. В начале сезона у нас были какие-то еще иллюзии, что справимся, сегодня оптимизма больше нет. Ничего придумать здесь нельзя, потому что, мне кажется, на самом высоком уровне не понимают, а как быть дальше », — делится директор туристической компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов.

Потери, которые несут туроператоры, работающие на выезд и прием иностранных гостей, по данным Ассоциации Туроператоров России (АТОР) в масштабах страны огромны: 25 миллиардов рублей. Бум въездного туризма прогнозируется с января 2021, если не будет ограничений и начнут действовать электронные визы.

Алтынбек Кожахметов уверен, что уже к концу года с рынка начнут массово исчезать туроператоры и туристические компании, многие из них просто не доживут до нововведений с визами. «Единственный выход — грамотно пользоваться государственными программами поддержки. Мы выжили и благодаря таким программам, и беспроцентным кредитам, и потому, что возили туристов из России. Но это не дало большой прибыли. Скорее, просто поддержало нас на плаву», — говорит Алтынбек.

Первые полгода 2020 были самыми ужасными за всю историю отрасли, рассказывает глава Федерации Рестораторов и Отельеров Калининграда Ольга Тесленко. Четыре месяца простоя — это не просто потеря денег, это потеря квалифицированного персонала, который часто уезжал и устраивался на работу в тех регионах России, где ограничения были мягче. «Когда рестораны и отели, наконец, получили возможность принимать гостей в полную меру, оказалось, что отрасль не готова к такому огромному наплыву гостей», — отмечает Тесленко. По ее словам, два пусть даже очень активных месяца не смогут перекрыть почти полгода простоя. Потому что пандемия и ограничения сбили все бизнес-процессы: от потери персонала до утраты поставщиков и постоянных клиентов. «Этим летом люди занимали очередь, чтобы попасть в рестораны. Местные гости перестали ходить в любимые заведения. К тому же, мы не понимали, с кем работаем, потому что приехал разношерстный турист, от VIP персон до любителей жарить сосиски на балконе отеля», — говорит глава регионального представительства Федерации.

Как с чешскими сапогами в советское время

Квалифицированного персонала не хватало сильнее всего, говорит исполнительный директор туристической компании «Янтарный край» Татьяна Лисиченко. Как и Ольга Тесленко, она пришла к выводу, что турфирмы оказались не готовы принимать гостей с загрузкой 100% и выше. «Мы были в состоянии покоя из–за карантина почти 4 месяца, с рентабельностью 8 — 10% и только мораторий на банкротство спас многих. И вот сейчас были очень удачные два месяца. Мне этот сезон напомнил советские времена, когда сапоги чехословацкие выбрасывали, и не важно какого они размера, выстраивалась очередь, лишь бы схватить. Так повел себя российский турист. И никто не скажет, что будет завтра». Возможно, в следующем году поток туристов будет таким же большим, надо быть к этому готовым, считает Лисиченко. Она говорит, что не рассматривала ограничения как повод закрывать бизнес. «Янтарный край» в этом сезоне начал продавать туры с питанием. Интерес сразу возрос на 50%. Туризм — это территория одной вспышки! Сработает, если мы сработаем».

«Мы выиграли этот турсезон»

Даже в условиях ограничений туристический сезон будет успешным, если делать территорию привлекательной, убежден начальник управления сельского хозяйства администрации МО «Зеленоградский городской округ» Павел Боровиков. По его словам, половина сезона ушла в никуда, но в июле, августе и сентябре поехал турист, готовый платить за сервис. «Да, Балтика — это не Черное море, но мы в Зеленоградске выиграли этот турсезон, потому что уже не один год готовимся. Еще в прошлом году усовершенствовали Западный пляж, в следующем собираемся увеличить пляж на 1 км, в противовес 1200 метрам этого года. Сам город стал краше, уютнее. Могу отметить, что, по скромным подсчетам, турпоток к нам увеличился процентов на 30 по сравнению с 2019 и этого хватило, чтобы покрыть убытки предпринимателей после весенней изоляции. И я считаю, что это успех в сложившихся условиях».

Что касается выручки, то назвать порядок цифр предприниматели туротрасли обещают не раньше конца 2020 года. Большинство из них говорят, что за июль и август в сравнении с прошлым годом прибыль была более 50%, но она не перекроет 4 месяцев простоя.

Что дальше?

15 октября в России стартует второй этап программы возврата денежных средств за стоимость туров — 20%. Кэшбек можно будет получить и за тур выходного дня. Все представители отрасли — от чиновников до экскурсоводов — надеются, что программа кешбэка поможет привлечь туристов. При этом, понимая, что рынок прежним не будет. По словам Ольги Тесленко, отрасль ищет выход. «Еще когда о пандемии и помыслить никто не мог, у сообщества рестораторов и отельеров сложилась потребность к объединению и совместной коллегиальной работе. Но в деле приема гостей занята не только эта сфера, но и музеи, экскурсоводы, одним словом, большая цепочка. И нашей инициативой стало то, что 15 октября стартует бесплатная программа обучения кадров для индустрии гостеприимства. Мы понимаем, что без грамотных специалистов, которых мы вырастим сами, нам не обойтись. Все ресурсы для этого у нас есть. Так что, делаем выводы, работаем и ждем следующего сезона».

Подводя итоги сезона, министр по культуре и туризму Андрей Ермак признал, что для обслуживания большого турпотока в области не хватает инфраструктурных объектов размещения, питания и развлечения.

Ранее РБК Калининград писал, что в регионе создан туристический кластер, который, по замыслу властей, должен помочь привлекать федеральное финансирование на разные отраслевые проекты, а также дать компаниям равный доступ к реализации этих проектов. В сентябре губернатор Антон Алиханов заявлял, что с 2021 года правительство готово финансово поддерживать тех, кто возьмется строить, в частности, гостиницы и отели.

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше