Калининград, 09 янв 2022, 18:30

Лучшее за год. Что в Калининграде говорят о работе команды Елены Дятловой

Подводя итоги ушедшего 2021 года, РБК Калининград публикует лучшие материалы редакции на самые горячие и интересные темы.
Читать в полной версии
(Фото: Александр Подгорчук)

В конце ноября 2020 года городской совет депутатов Калининграда одобрил кандидатуру Елены Дятловой на пост главы городской администрации — по итогам конкурса. Год спустя редакция решила собрать мнения о работе команды Дятловой. Журналист РБК Калининград поговорил на эту тему с представителями бизнеса, культуры, архитектурного сообщества и общественных организаций и заодно задал им вопрос, оправдало ли себя, по их мнению, разделение функций мэра и сити-менеджера.

23 октября 2020 Алексей Силанов — на тот момент мэр и глава администрации Калининграда по собственному желанию сложил с себя полномочия после 2,5 лет работы. В тот же день горсовет во главе с Андреем Кропоткиным внес изменения в Устав, позволяющие руководить городом двум чиновникам вместо одного — мэру и сити-менеджеру. Так функции были разделены на представительскую и хозяйственную. Кропоткин стал мэром. В конкурсе на замещение должности сити-менеджера участвовали два кандидата - экс-министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова и депутат горсовета Владислав Матвеев. 16 ноября конкурсная комиссия признала Дятлову победителем.

В числе основных нерешенных проблем большинство собеседников назвали дорожный ремонт и проблемы с подрядчиками-исполнителями на объектах, а также мусор в центре города и слабо выстроенный диалог с представителями различных сфер. При этом многие спикеры заметили, что областное объем финансирования регионом Калининграда вырос. В то же время, спикеры признали, что для решения многих ключевых — например, имущественно-земельных или строительных вопросов у Елены Дятловой объективно нет полномочий — эти решения «завязаны» на правительство области.

Елена Дятлова (Фото: Александр Подгорчук)

Бизнес

Алексей Елаев, заместитель генерального директора по правовым вопросам торговой сети «СПАР-Калининград», глава Общественного совета при министерстве по промышленной политике, торговле и развитию предпринимательства Калининградской области:

«Мы в целом хорошо взаимодействовали всегда. Елена Ивановна — человек не со стороны. Я вижу, что она не запирается в кабинете даже относительно небольших вопросов, решает их оперативно. Приведу пример. Наш офис находится у дачного поселка на Люблинском шоссе, и мы обратились к Елене Дятловой по поводу реконструкции дороги и транспортной линии.

И она могла бы сказать: «ну потерпите», однако, очень быстро среагировала, и теперь у жителей поселка есть нормальный проход, ходит удобный автобусный маршрут.

То есть, мы видим, что есть позитивная реакция на задачи и проблемы. Мы бы просто хотели пожелать полного взаимодействия, потому что и мы тоже можем помочь экспертным мнением нашей городской администрации».

Роман Аранин, предприниматель, учредитель и руководитель фабрики «Observer»:

«Из-за ковида у нас в этом году не было очных встреч, мне трудно сказать, пока не понял. Но с политической точки зрения это было правильное решение разделить должности, потому что противостояние сильного мэра и сильного губернатора по всем регионам никуда не ведет, телега не едет. Де-факто должен быть один сильный губернатор. На мой взгляд, самым лучшим мэром Калининграда был Силанов (Алексей Силанов — ныне замглавы администрации города, возглавляет комитет по социальной политике. Работал в должности главы администрации города с апреля 2018 по октябрь 2020 года). Он просто «жил»в процессе.

С точки зрения технического исполнения — чтобы что-то двигалось, дороги строились и так далее — Елена Дятлова тут хорошо работает. С точки зрения социальных вопросов — ну, не ее конек.

Но вот Силанов у нее стал замом по социальным вопросам, может что-то и выправится».

Марат Субхангулов, руководитель агентства недвижимости:

«Город у нас красивый, поэтому к нам многие едут жить. Но это не заслуга Елены Дятловой, это, скорее, заслуга ее предшественников. Ей трудно. Очень много критики власти сейчас на любом форуме. Лично моя позиция — не надо ей так настаивать на возрождении трамвайной линии. Наш город и так задыхается в пробках. А трамваи не решат транспортную проблему, а только ее создадут: они занимают полосу, они медленные. Просто деньги на ветер. И через пару лет их снова придется убирать.

Я считаю, что с проблемой ремонта дорог наша администрация не справляется. Ну нормально ли это, ремонтировать полгода улицу Автомобильную? Где планирование работ, подвоза материалов? Это полное отсутствие грамотной организации».

Фото: Александр Подгорчук

Культура и архитектура

Артур Сарниц, архитектор:

«Я ее хорошо знаю с ее лучшей стороны. Абсолютный профессионал, дело знает на 100%, понимает, что такое проект, этапы его реализации, знает, что такое дороги, глобальное финансирование, умеет планировать. Дайте ей время!

Еще мало прошло времени, чтобы она себя показала. Мне лично очень нравится, как она приводит в порядок фасады домов.

И у нас есть с ней здесь точки соприкосновения. Единственное пожелание: больше подсветки в центре, город будет смотреться как игрушка. И обязательно у каждого района должно быть «зеленое лицо».

Александр Попадин, культуролог, писатель, архитектор:

«Идея с разделением должностных обязанностей была хорошей. Сити-менеджер — это тот, у кого профессия следить за городом, хозяйствовать. Елена Дятлова — хороший транспортник. И я помню, что мэр-транспортник у нас был, Виктор Денисов — это самый лучший мэр за всю историю, на мой взгляд. Почему? Потому что человек не из бизнеса,

у Дятловой другие вещи в уме — не бизнес, а городское хозяйство: сети, «зеленый каркас», инфраструктура, одним словом, то, что делает город комфортным. Мне нравится ее энергия, она правильная. Начинается большая работа и мы только в самом ее начале».

Что обещала Елена Дятлова, вступая в должность: "Люди должны увидеть улучшения не в другом конце Калининграда, а у себя, не по телевизору, а в своем дворе. И улучшения имеют смысл, когда они касаются каждого человека". "Я сделаю все от меня зависящее, чтобы вернуть уважение к работникам бюджетной сферы. Чтобы преподаватели, воспитатели, работники культуры, библиотекари, тренеры не чувствовали себя обделенными и чужими в родном городе". "Если хотите, дороги — это мое конкурентное преимущество. Я знаю не только, что нужно делать, я понимаю даже, где взять на это деньги. Совершенствование дорожной сети, транспортной сети, ремонт дорог буду контролировать каждый день и спрашивать строже, чем за все остальное". "Как бы я ни любила брусчатку, которая у меня с детства ассоциируется с домом, там, где она объективно мешает, мы будем менять ее". "Я сохраню все виды муниципального транспорта, поэтому защитники калининградского трамвая могут не переживать: я в ваших рядах. Что касается обновления транспортного парка, муниципалитет должен показать пример коммерческим перевозчикам. Считаю, что обновление необходимо, прежде всего, начинать с «Калининград-ГорТранса». "Стыдно гонять бабушек, которые торгуют в городе цветами, овощами. Жестоко их преследовать не нужно. Однако нужно усилить контроль к недобросовестным предпринимателям. Нарушители, особенно злостные, должны нести ответственность. Мне немножко дико, когда над комитетом муниципального контроля смеются".
 

Общественники

София Лагутинская, руководитель регионального благотворительного центра «Верю в чудо»:

«Мы за год так нигде и не пересекались. Нет со стороны городских властей интереса к нам, к благотворительным организациям. В честь международного дня поддержки инвалидов мы получили благодарственное письмо. И все.

Конечно, у нас вопросы, скорее, к федеральной власти, не к городской, но и от администрации города хотелось бы внимания, например, к работе волонтеров, к благотворительности.

Пока мы этого так и не почувствовали».

Вадим Сафронов, председатель Союза садоводов и огородников региона:

«Должность сити-менеджера, считаю, надо полностью упразднить. У города должен быть мэр — сильный хозяйственник. Никаких полезных изменений мы за этот год не увидели. Вот зима опять на нас упала неожиданно. Где хваленая техника? Где работа коммунальных служб?

Как снегопад, так вечером и утром город стоит в многочасовых пробках. Это показывает эффективность работы главы городской администрации.

И к сожалению, наш вопрос с вывозом мусора с СНТ так и не решен, который мы поднимали в самом начале ее [Елены Дятловой] вступления в должность».

Святослав Лавриненко, глава регионального Союза переработчиков отходов:

«Я занимаюсь реальным сектором и мне, честно, по барабану, сити-менеджер или кто. Чем их меньше, тем нам лучше. Я лично не вижу внимания со стороны администрации, но я понимаю, что у городских управленцев руки связаны.

Елена Дятлова — умелый руководитель, она, может быть, и хотела бы чего-то большего, но работает сдерживающий фактор из дома областного правительства».

Что говорит Елене Дятловой губернатор

8 декабря на прямой линии губернатор Антон Алиханов раскритиковал проблему срыва подрядчиком сроков ремонта улиц Автомобильной, Транспортной, Карташева и рекомендовал Дятловой быть жестче с дорожниками и чаще разговаривать с людьми.

«Елена Ивановна, вы человек, который долгое время занимался строительством и ремонтом дорог, съездите с людьми поговорите. С людьми надо раз-го-ва-ри-вать. У них есть куча дельных предложений. А если они не дельные, то вы им объясните, почему они не дельные и предложите другое. Ну и что, что мы на улицу Карташева выделили деньги? Этим сыт не будешь, выделили и выделили. Вам на это могут сказать: так вы еще 10 лет назад должны были их выделить, сделать нам ливневку и все остальное. Что нам в ноги кланяться должны теперь эти люди? Мы же им портим настроение каждое утро и каждый вечер. Давайте что-то решать».

Фото: пресс-служба администрации города

Что говорит о работе своей команды сама Елена Дятлова

9 декабря сити-менеджер провела первую прямую линию онлайн. Во вступительном слове чиновница заявила, что главная задача ее команды — сделать Калининград лучшим городом в России и на Земле. «Необходимо жить с идеологией, что мы ночуем в квартирах, а живем в городе. И это наша основная задача», — подчеркнула она, а на критику ответила так: «Сегодня команде администрации хотелось бы сделать для города, наверное, еще больше. Но мы ограничены бюджетом».

Чем экспертам запомнился год у власти Елены Дятловой: 1) Формирование новой команды администрации. Сегодня в ней почти не осталось тех, кто работал при Алексее Силанове или Александре Ярошуке. Часть комитетов упразднены или объединены в управления. Появился и новый комитет - по цифровизации и развитию. Несколько чиновников новой администрации во главе с Дятловой съездили в Сколково учиться управлению городом. 2) Смена руководства муниципального предприятия «ГорТранс» происходила трижды. В итоге пост директора занял бывший замглавы Корпорации развития региона. 3) Впервые - покупка новых трамваев и заявка на приобретение автобусов на газомоторном топливе. Торги несколько раз срывались, документацию корректировали, УФАС указывало на недопустимые нарушения. В ноябре аукцион на приобретение 16 трамваев все-таки состоялся, и в декабре первые вагоны привезли в Калининград. 4) Частые жалобы горожан на плохую уборку мусора в центре города. 5) Срыв сроков первого этапа благоустройства общественного пространства на Соммера-Рокоссовского, когда подрядчика оштрафовали на 1,7 млн рублей. Выражение Дятловой "гуляющая плитка" часто цитировали. 6) Срыв сроков ремонта нескольких участков дорог. На улице Автомобильной, к примеру, пришлось убирать положенный асфальт и класть его заново. «Мне стыдно перед горожанами», — сказала глава администрации после проверки одного из объектов. 7) Начало строительства крупных объектов: пешеходный мост на остров Канта, дублеры железнодорожного моста. 8) Начало реорганизации муниципальных предприятий. 9) Изъятие земель для строительства крупных инфраструктурных объектов. Обострение ситуации с домом №52 на улице Галицкого, где жители требовали повысить компенсационные выплаты. 10) Строительство самой крупной школы в регионе на улице Рассветная и трех детских садов. 11) Объявление о том, что в городе закончились бесплатные земельные участки с инженерными коммуникациями под индивидуальное жилое строительство для многодетных семей.
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Истечет ли в 2025 году срок подачи заявлений на разблокировку в Euroclear
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать