Калининград, 11 авг 2016, 10:38

Отобрать и застроить: в Калининграде обсудили будущее заброшенных промзон

На семинаре Re- development эксперты обсудили переоборудование неиспользуемых промышленных территорий в коммерческие объекты
Читать в полной версии
Фото: Wikimapia.org

В Калининграде прошел семинар «Re-development», посвященный альтернативному развитию промышленных территорий и объектов культурно-исторического наследия города.

Среди спикеров мероприятия значились врио министра по туризму Калининградской области Андрей Ермак, председатель комитета по архитектуре горадминистрации Артур Крупин, главный архитектор города Вячеслав Генне и многие другие.

«Мы шаг за шагом привлекаем архитектурное сообщество к развитию прибрежных территорий. Сейчас речь идет конкретно о заброшенных производственных площадках, которые расположены на территории, прилегающей к реке Преголя. Мы хотим, чтобы архитекторы, профессиональные градостроители, которые уже имеют опыт аналогичной работы, пообщались с собственниками этих территорий. Мы хотели бы, чтобы представители бизнеса услышали, как можно использовать эту территорию и все лучше практики впоследствии реализовали», - сказал Артур Крупин.

Под конкретными заброшенными промзонами, которые неплохо бы привести в порядок, городские чиновники подразумевают, в первую очередь, обширную территорию портового комплекса в районе Правой Набережной, а так же грузовой железнодорожный терминал на улице Портовой. Чтобы отдать данную землю в распоряжение инвесторов необходимо договориться с ее нынешними собственниками – РЖД и Росморпортом. Этот процесс пока на стадии переговоров. И если железнодорожный терминал уже давно закрыт, то переносить действующий порт на зарезервированную для него землю западнее его теперешнего местоположения, придется в течении почти десятка лет, считают экперты.

Уже давно хотят муниципальные власти избавиться от промзон и в других частях города: речь идет о территории закрытого ликеро-водочного завода «СПИ-РВВК» возле Нижнего озера и завода «Цепрусс» на улице Ялтинской.

«Если закон «О комплексном развитии промышленных зон» будет принят до конца года, то станут понятными правила игры и можно будет подобрать к каждой конкретной площадке какой-то определенный подход», - ответил Крупин на вопрос о том, как чиновники намерены уговаривать правообладателей земли облагородить ее. Он добавил, что же есть понимание, что будет на месте промзоны «ликеро-водочного завода. «На этой территории меняется инвестор, но уже есть однозначное понимание, что никакой промплощадки там не будет, и производство оттуда должно уйти. Процесс затянулся. Но территория точно будет развиваться, теперь это уже вопрос времени».

Крупин отметил, что было бы неплохо, если все, кому есть чем дополнить рассматриваемый законопроект, выступили со своими предложениями.

Инициативных людей на мероприятие пришло предостаточно, но их идеи касались не законодательных актов, а того, как можно превратить заброшенный завод в музей или каким образом где-то в других городах и странах преобразовали неприглядные пустыри в стильные скверы.

«Нужно применять зарубежный опыт по использованию заброшенных производственных территорий. Не предлагаю идти по пути Бельгии, где собственники использовали землю в качестве залога, чтобы получить кредитные ресурсы. Там были приняты нормативные акты, позволяющие изымать такие земли для государственных нужд. Я предлагаю пойти по примеру Ливерпуля, где бы разработан проект государственно-частного партнерства, было вложено 100 миллионов евро, доходность составила 103 миллиона, но все доходы от проекта получили не публичные, а именно частные партнеры», -сказал замминистра по промышленной политике региона Валерий Войтюк.

Гендиректор Корпорации развития Калининградской области Павел Федоров рассказал, о своем удачном опыте превращения «депрессивной территории», как любят говорить урбанисты, в одно из самых популярных и знаковых мест города. Федоров вспомнил, как работал над проектом Рыбной деревни и показал фотографии того, что было раньше на набережной.

«В любом проекте, который будет касаться застройки береговой линии, а он всегда будет масштабным, власти должны давать инвестору гарантии, пописывать с ним контракт. Надо, чтобы набережную власти обустраивали за государственный счет. Не зайдет иначе инвестор в проект, - высказал мнение Федоров. - Вот предложили в аренду форты отдать – отдайте за рубль, а не с аукциона. Ведь инвестор просчитывает, что проект ему окупится не раньше, чем десять лет. Здравомыслящий строитель скажет, что лучше он построит новый микрорайон на окраине города и на этом заработает».

О «фортовом кольце», как о самом востребованном у туристов и, в то же самое время, по большей части, необлагороженном архитектурном наследии Калининграда говорил Андрей Ермак. По его словам, памятники можно восстанавливать и использовать в качестве музеев, лабораторий, туристических комплексов, или законсервировать и возить туда туристов. В последнем случае, достаточно обеспечить рядом с памятником парковку, туалет и, может быть, сувенирную лавку. Такой инфраструктурой уже обладает форт № 3, но в будущем там планируют организовать еще и гостиницу, ресторанный комплекс, и музей. Все это планирует сделать за свой счет инвестор, получивший фортификационное сооружение в аренду. А вот отремонтированные за региональный счет Железнодорожные ворота (объект культурного наследия, расположенный через дорогу от Астрономического бастиона), уже несколько лет пустуют.

«Мы сейчас активно ищем пользователя. Если у кого-то есть концепция того, как их наполнить, то мы с удовольствием передадим их в аренду, - сообщил Ермак. - Музей янтаря, которому передают Башню Врангеля, сейчас активно работает с частными инвесторами для того, чтобы найти какое-то новое применение башне, не меняя ее функционала с точки зрения организации там какого-то музейного пространства. Одна из идей – это возможность выставлять там частные коллекции, коих мы знаем много не только в Калининграде, но и за границей».

Бастион Грольман напротив наполнен до отказа, но вовсе не тем, что может привлечь туристов. Чтобы договориться с владельцами торговых баз, автомагазинов и других организаций, региональные власти сейчас ведут переговоры с Росимуществом о передаче объекта в областную собственность.

Врио министра добавил, что желательно, если памятники будут занимать культурные учреждения. Причем это не исключает коммерческой составляющей. Все музеи в Калининграде, по словам Ермака, уже зарабатывают неплохо, а если учесть, что они находятся «в начале» пути, то в дальнейшем это будут довольно прибыльные проекты.

Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США