Турция не помеха: внутренний туризм в области продолжает расти
Внутренний туризм в Калининградской области растет. Редакция РБК Калининград узнала, какие новые тренды появились на региональном туристическом рынке
Читать в полной версии
«Едут автобусами»
Игроки туристического рынка однозначно отмечают: число приемов гостей из большой России продолжает расти. Большим спросом пользуются экскурсии по области. Это подтверждают и крупные турфирмы, и индивидуальные гиды. В среднем рост потока составляет 20-30% по сравнению с прошлым годом, несмотря на то, что 2016 год стал рекордным по внутреннему туризму в связи с закрытием Турции.
«У нас большие потоки. Тысячи и тысячи людей. Хотя даже если один человек едет, мы не отменяем тур. Я в ущерб себе это делаю. Накладно сохранять все туры для нескольких человек. Но это имидж агентства. И все знают, что наша фирма будет принимать даже одного туриста, и он поедет смотреть область», — подчеркнул директор агентства «Янтарная Мозаика» Карен Галстян.
По словам туроператоров, устойчивый поток туристов внутри области наблюдается уже 3-4 года. Поэтому приемом гостей занимаются и крупные фирмы и небольшие туристические агентства. «Поток уже несколько лет стал для всех, я бы сказала, обязательным», — высказала мнение директор турфирмы МИК-Авиа Светлана Хромова. В свою очередь руководитель турфирмы «Цвет» Илья Пилецкий подтвердил, что приток гостей из «большой России» постоянен из года в год уже несколько лет. «90% покупателей туров по области — туристы из других регионов», — отметил он
Конкуренция гидов
С увеличением числа туристов выросла и конкуренция на региональном рынке туруслуг. Так, конкурентами крупных агентств все чаще выступают индивидуальные гиды. Для работы им достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, получить патент на оказание туристических услуг и выплачивать налоги. В турфирмах признают, что иногда их клиенты пользуются услугами частных экскурсоводов. Но чаще к частникам обращаются самостоятельные туристы
«Многие из тех, кто приезжает в Калининград (и уже не в первый раз) сами бронируют жилье и планируют досуг, заказывают частные экскурсии. Это дает возможность составить индивидуальные маршруты, пропускать неинтересные точки и больше времени уделять заинтересовавшим объектам. Таким образом, можно за один день увидеть то, что люди планировали сделать за 3 дня и выиграть время на другую программу», — подчеркнул индивидуальный гид Евгений Тихоновский.
«Рынок меняется в сторону индивидуальности. Это тенденция. Человек, который планирует поездку, если не купил пакет экскурсий по привычке вместе с гостиницей, сам организует свой досуг. И выбирает частного гида с машиной, который проведет интересные ему туры, покажет города области. Сегодня много людей, работающих на этом рынке», — заметила руководитель агентства «Хобби-тур» Виктория Корнева.
По словам экскурсоводов, специализирующихся на одиночных экскурсиях, ощущается некоторая доля негатива со стороны турфирм, но серьезной «битвы за туриста» нет: из-за большого числа гостей та часть, которая предпочитает частные экскурсии не влияет на сокращение доходов туроператоров. В то же время руководители турфирм признали, что существование на рынке индивидуальных гидов создает конкурентную среду, в условиях которой у обеих сторон есть стимулы совершенствовать навыки по приему гостей.
Идем на Восток
В связи с большим потоком отдыхающих, многие из которых уже не первый год приезжают в регион, увеличивается число экскурсий и протяженность маршрутов. Так, обязательными считаются поездки на побережье, Куршскую косу, в Балтийск и приморские города. Вслед за ними туристы активно стали ездить в восточную часть региона.
Турфирмы везут гостей области в Краснолесье, Гусев и Черняховск. Предлагаются как однодневные туры с питанием (от 1,5 до 2,5 тысяч рублей), так и более продолжительные поездки с ночевками в гостиницах и остановками в Гусеве и Черняховске. Такая поездка занимает от нескольких дней до недели и будет стоить от 12 тысяч рублей.
Ностальгия идет на спад
Вместе с тем в регионе уменьшается количество немецких туристов почтенного возраста. Это связано не с потерей интереса, а со старением поколения, которому было интересно приезжать в Калининградскую область, чтобы навестить когда-то родные места, отмечают игроки туристического рынка.
В общем туристическом потоке долю туристов из Германии преклонного возраста операторы оценивают в несколько процентов. При этом они не исключают, что через несколько лет эта категория туристов в регионе может полностью исчезнуть. Несмотря на это сегодня в области работает множество гидов, владеющих немецким языком (по общим оценкам их гораздо больше, чем экскурсоводов, свободно говорящих на английском): в Калининград по-прежнему приезжает множество делегаций из Германии, которые продолжают сотрудничать с бизнесменами, учеными и представителями культурной сферы.
Старые проблемы
Вместе с тем существует и ряд проблем, на которые указывают представители туристической отрасли. Одна из них — транспортная доступность региона. «Если наладится ситуация с билетами, то поедут еще больше. Северо-Запад сейчас едет, Московская область, Екатеринбург, а дальше уже сложнее. Все зависит от того, когда приведут в порядок цены на билеты. Прийти бы к тому, чтобы студенты могли летать сюда раз в несколько месяцев. Туризм бы просто расцвел как мак под солнцем», — высказала мнение Светлана Хромова.
По словам Виктории Корневой, область получила бы гораздо больше туристов, если бы упростили порядок передвижения не только самолетами, но и поездами. «Узкое входное горлышко нашей области — одна большая проблема. Невозможность для всех попасть поездом. Нет автобусных рейсов за территорию России, это серьезно ограничивает поток туристов», — заключила она.
Как отметила глава региональной туристической ассоциации Тамара Торопова, на въездном туризме сказалась и отмена 72-часовых виз в регион, которые ранее иностранцы могли получить на границе. Таким образом, уменьшилось количество европейских гостей в регионе. «Это увеличивало поток. Это печально для туризма. Но надеемся на лучшее. На Дальнем Востоке начали выдавать электронные визы. Может, мы следующие», — отметила Торопова.
В связи с ростом потока доход туроператоров также растет. Пока они осторожно говорят о прибылях, ссылаясь на то, что сезон по приему гостей не окончен. В среднем рост дохода составляет около 15% по сравнению с прошлым годом, отмечают опрошенные. Среди индивидуальных гидов такую статистику отследить сложнее, но собеседники РБК признали, что при активной работе и полной загрузке можно увеличить свой заработок за сезон почти на треть.