Порох под ногами. Почему опасные снаряды вывозят не сразу и за деньги
По самым скромным экспертным подсчетам, в земле Калининградской области лежат почти пять миллионов боевых снарядов и взрывоопасных веществ времен Великой Отечественной войны. По данным Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), каждый год в области находят до четырех тысяч старых мин и снарядов. Как правило, лежат они не глубоко, примерно на глубине в метр, и сама почва «выталкивает» их.
Новости об обнаружении боеприпасов времен Второй мировой войны публикуют СМИ и региона, и России. Только в 2021 году редакция РБК Калининград насчитала их больше десяти.
Далеко не всегда такие находки случаются в лесу, как не всегда и реакция ответственных лиц на сообщения о них бывает адекватна опасности, которую эти боеприпасы собой представляют.
Дачный участок — опасная зона
Калининградец Андрей Фролов во время земляных работ на дачном участке в Зеленоградском округе обнаружил советскую авиабомбу ФАБ 70 1939 года выпуска. Говорит, не растерялся и сразу набрал единый номер служб экстренного реагирования 112.
«Меня перевели на МВД Зеленоградского района. Я все подробно рассказал.
Но саперы приехали только через два дня! Мы обрадовались, однако, рано. Они сказали нам, что авиационная бомба не в их компетенции. Мы позвонили в ЕДДС Зеленоградского района, где нам ответили, что услуга эта платная и придется оставить заявку, которую отправят в Калининград. Через день нам снова позвонили и сказали, что все полигоны заняты и нашу бомбу никто не может вывести.
Тем временем, я нашел информацию, что такие бомбы очень опасны, в них во время войны добавляли суррогатные вещества, и они взрываются просто от нагрева на солнце. А вокруг нашего участка играют дети!».
Бомбу с участка Фролова забрали только спустя девять дней после обнаружения. На вопрос, почему так долго чиновники отвечают примерно так: пока одни ведомства пишут заявки другим — дело стоит.
Как стало известно РБК Калининград, в Калининградской области утилизацией взрывоопасных «кладов» занимается АО «Форпост Балтики». В организации пояснили, что вывоз боевых снарядов с участка всегда платный. Правда, расходы физических лиц за такие услуги должны брать на себя муниципалитеты (в данном случае это администрация Зеленоградского городского округа), и то — только если участок не принадлежит юридическом улицу. Юрлица должны сами платить не только за вывоз, но и за хранение.
Цена вопроса
Цена за утилизацию найденных боеприпасов рассчитывается исходя из калибра, веса, количества взрывчатого вещества и многих других факторов, сообщили в зеленоградской Единой диспетчерской службе.
Интересно, что ценообразование регулируется приказом № 317 «Об утверждении индивидуальных сметных нормативов» несуществующего уже сегодня федерального ведомства — Министерства регионального развития России, которое было упразднено в 2014 году.
Бомба, которую нашел Андрей Фролов, относится к особо опасным. У нее зона полного поражения — 200 м, а опасная зона — до 1,5 км, поэтому утилизация может обойтись в широких пределах от 8 до 85 тысяч рублей.
Дачнику повезло. Трагедии не случилось, бомбу, пусть и через девять дней, но вывезли за счет муниципалитета. По правилам, если снаряд открыт и ждет утилизации, то МЧС или полиция обязаны обеспечить временную охрану и оцепить территорию. На участке Фролова этого сделано не было.
Что делать, если...
Федеральный закон обязывает при обнаружении боеприпасов безотлагательно позвонить по единому номеру 112 или в полицию. В противном случае гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за незаконное хранение оружия.
Директор АО «Форпост Балтики» Павел Петров отмечает, что каждый год организация нейтрализует до тысячи единиц боеприпасов и что работа эта — крайне тяжелая, требующая специальной подготовки, экипировки и техники.
«Если вы обнаружили снаряд, ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно достать его. Оставьте там, где лежит и немедленно позвоните по номеру МЧС. Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета. Находку следует отметить ярким куском ткани, флажком, чем угодно. Да, иногда взрывоопасные боеприпасы невозможно вывести сразу, так как саперы могут быть заняты текущей работой, их просто может не оказаться рядом в текущий момент. Тогда важно самому гражданину проявиться бдительность», — инструктирует Петров.
Ранее РБК Калининград писал, что в Балтийске немецкую самоходную баржу с боеприпасами, затонувшую во время Великой отечественной войны, продолжает разминировать группа специалистов Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» и Ногинского спасательного центра МЧС России из Московской области. Совместно с коллегами из Невского спасательного центра они также занимаются очисткой территории Балтийского городского округа от авиабомб и фугасов.