Калининград, 14 окт 2021, 16:28

Бизнесмен о похоронном деле: Мест на кладбищах хватит еще примерно на год

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

Цены на ритуальные атрибуты за последние три года выросли на 10%. В первую очередь, за счет роста валютных курсов и подорожавшей транспортировки, поскольку львиную долю товара предприниматели чаще всего везут из Польши или России. Растут и так называемые теневые издержки, то есть, цена оперативной информации о смерти (от сотрудников экстренных служб — скорой помощи, больниц, полиции, МЧС — прим. РБК Калининград).

О рыночных трендах и ценах калининградский предприниматель Алексей Татаренков рассказал газете «Комсомольская правда — Калининград». Он в прошлом — сотрудник силовых ведомств, организацией похорон в регионе занимается 13 лет. Сначала работал в частной фирме, потом в муниципальном ритуальном предприятии, после этого решил открыть собственное дело. РБК Калининград публикует выдержки из его интервью изданию.

предприниматель Алексей Татаренков (Фото: Иван Марков)

Правда ли, что цены на ритуальные услуги с начала пандемии выросли в несколько раз?

Нет. По той аналитике, которую я сам провожу, за последние три года цены на различную атрибутику выросли примерно процентов на 10. Я лично закупаю гробы и венки в Польше и в различных регионах России, прямо сейчас жду поставку двухсот лакированных гробов, и все расчеты постоянно сверяю. Однако выросли теневые издержки. Та же покупка информации о смерти три года назад стоила 3 тысячи рублей, а сегодня, как говорят, она уже обходится от семи до десяти тысяч.

Кто получает эти деньги?

Насколько мне известно, это в первую очередь скорая помощь. Следом за ней — сотрудники экстренных служб, потому что у них высвечиваются сотовые телефоны, с которых поступает звонок. Человек может даже не представляться, а сотрудники уже видят, кто им звонит. Все эти данные перекидываются в ритуалку.

На последнем месте сейчас полиция, хотя раньше по количеству информаторов она была на первом. В общем, занимаются этим все, у кого только есть доступ к первичной информации.

Считается, что эта сфера очень криминализирована. Это так?

В большой России — да, особенно за Уралом. У нас в области криминал тоже был. В Калининграде он закончился, мне кажется, в 2010 году. Тогда у многих агентов машины горели, и мою тоже подожгли. Однажды санитарам в морге по голове дали. Когда я отказался платить за информацию о смерти, мне на машине писали «Верни деньги», кресты подкладывали. Были случаи, когда санитаркам из БСМП на машинах писали «Я продаю информацию о смерти».

Сейчас основной криминал сосредоточен в Черняховском районе, там и сегодня ритуальные агентства и катафалки горят.

А таких историй, чтобы у людей могилы разрывали, гробы выбрасывали или кого-то из ритуальной сферы убивали — такого у нас никогда не было.

Ты говоришь, что гробы заказываешь за пределами региона. Здесь их разве не делают?

Они тут колхозные. Иногда их заказывают, когда вообще брать нечего. Дело в том, что из-за курса и новых таможенных пошлин из Польши гробы возить стало невыгодно. Кроме того, грузоперевозки сильно подорожали. Некоторые берут калининградские страшные гробы, которые еще и стоят дорого. На закупе они 11 тысяч рублей, а продаются от 20.

Фото: Александр Подгорчук

Сколько сейчас стоит похоронить человека в Калининграде?

Тысяч 50-60, правда, нельзя исключать коррупционную составляющую. В эту сумму входит гроб, услуги копателей, венки, крест и так далее. А если все делать через ритуального агента, купившего информацию о смерти, то дороже, конечно. Ему нужно заработать где-то 15 тысяч, то есть минимум 22 тысячи он вытянет из людей. Кроме того, ритуалка, которую он представляет, тоже должна заработать на своей продукции. А цены на гробы и венки там всегда сильно завышены. Вывоз тела должен быть бесплатным, но и за это многие берут деньги.

Правда ли, что за ускорение процедуры похорон тоже приходится платить?

Так было всегда. Стоит это от 10 тысяч рублей. Это дополнительный заработок для агента.

Он может приехать в морг и узнать, что вскрытие могут провести послезавтра, но родственникам сообщает, что вскрытие проведут лишь на следующей неделе. То есть бывало, что агенты сначала загоняли людей в проблемы, а потом срубали бабки за ускорение процедуры. Отсюда, кстати, и слухи о переполненных моргах.

Могу сказать, что переполненные морги у нас были лишь перед Новым годом. Тогда и смертность выросла, и не знали, как ковидные тела перевозить. Пакетов для трупов не было, и возили их в обычной пищевой пленке. Тогда же, кстати, и гробов в регионе не хватало. А потом логистика была отрегулирована, «трупов до потолка» не было.

Сколько времени уходит на организацию похорон?

Если человек умер не от ковида, то на третьи сутки похоронить реально. С ковидом — это дней 5-6.

Есть разница по стоимости в зависимости от места, где расположено кладбище?

Конечно. Все зависит от муниципалитета, цены устанавливает он.

Самое дорогое кладбище у нас в Гурьевском районе, там рытье могилы стоит 14 300 рублей. Но есть еще мемориальное кладбище в Медведевке, там цена 14 700 рублей. Вообще земля везде предоставляется бесплатно, но рытье могилы стоит по-разному.

В Косме, например, подхоронить стоит 11 тысяч, на проспекте Мира — 12 тысяч (но могут быть демонтажные работы, которые тоже стоят денег). В Багратионовске рытье стоит 8 тысяч, в Сазоновке — 10 тысяч, а самое дешевое место — в поселке Победино Краснознаменского района. Там рытье стоит 4,5 тысячи.

В Калининграде есть проблема с местами на кладбище?

Запас пока есть. На год примерно, а потом с текущим уровнем смертности могут начаться сложности. Выделение новых участков — это актуальная проблема. Нужно новое кладбище площадью в несколько десятков гектаров, чтобы снизить социальный градус по местам.

А часто просят кремировать покойника?

Конечно. Я отправляю на кремацию в Минск, в Москву или в Санкт-Петербург. Цены там примерно одинаковые, все зависит от очереди, которую приходится мониторить. К примеру, звоню я в Питер, и мне говорят: «Леш, очередь — четыре дня». Тогда я набираю Московскую область, крематорий там на границе с Тульской областью. Отвечают: «Пусто». Покойник сразу едет туда. Все это удовольствие обычно обходится в 78 тысяч.

Это дороже обычных похорон, потому что своего крематория у нас до сих пор нет. Вернее, есть у одной компании мобильный крематорий, который закрыт судом. Но люди как-то умудряются получить услуги в Калининграде. Я туда не обращаюсь, конечно. Стоят его услуги от 50 тысяч, по-моему. Но люди просто не видят, в каких условиях проходит кремация и проходит ли она вообще.

Компания забирает тело, люди подписывают добровольное соглашение, что они не против, а урну им отдают примерно через неделю. Что в ней — неизвестно.

То же самое можно сказать про любой другой крематорий, мне кажется...

Нет. Дело в том, что частных крематориев у нас быть по закону не может. А в государственных ведется учет и контроль. Там выдается справка о кремации. Без этой справки урну невозможно официально захоронить ни на одном кладбище России. Кстати, колумбариев в Калининградской области также нет, поэтому урны закапывают в землю, как гробы. На рытье лунки есть свой тариф. Если не ошибаюсь, это 2,5 тысячи стоит.

Фото: Pixabay.com

Как сегодня проходят похороны ковидных пациентов?

Так же, как и всех, но только в закрытых гробах, плюс некоторые ограничения.

А бывает, что покойников из-за этого путают?

Недавно был случай, когда в Новосибирск не того человека отправили. Но агенты сейчас фотографируют покойных и отправляют родственникам их лица перед закрытием гроба. Правда, часто человека узнать сложно. Если это женщина, то она без макияжа, конечно. Да и вообще некоторые покойники после смерти выглядят неважно. Вот только недавно у меня был случай, когда я отправил родственнице фотографию, чтобы она сказала, он это или не он. Она сказала: «Не он». В итоге похороны приостановились, дождались приезда этой родственницы. Она рассказала, где у покойного татуировка, мы вскрыли пакет и нашли эту татуировку.

То есть до сих пор в Калининграде пакеты используют при похоронах?

Да, и гроб заколачивается в морге.

А какой в этом смысл?

Никакого. В некоторых регионах России умерших от ковида хоронят как и всех остальных. Только одно условие соблюдается — на траурном мероприятии не должно быть большого скопления людей. Вероятность от трупа заразиться ковидом практически нулевая. Насколько мне известно, вирус живет только в живом теле.

Ты согласен с официальной статистикой смертности от ковида?

Лично я нет. Я, например, смотрю, сколько умирает по официальной статистике, а потом заглядываю в статистику ЗАГСа по избыточной смертности...

В минздраве не раз говорили, что озвучиваются цифры с задержкой от двух недель.

Я бы на месте минздрава давал информацию день в день, чтобы люди вакцинировались активнее. Понятно, что если мы будем без прививок вырабатывать коллективный иммунитет, то многие не выживут. Остается только вакцинация.

По каким признакам ты еще можешь определить, что смертность стала расти?

С начала эпидемии у меня выросло количество заказов. Где-то на 4-5 заказов в месяц стало больше. Допустим, раньше я хоронил 20 человек, а сейчас — 25-30. Это нерелевантно, конечно, но ведь и количество агентов тоже выросло. До пандемии во всей ритуалке региона работало 72 агента (это и «черные», и «белые», и «серые»), а сейчас их около 120. И всем не просто хватает работы, количество заказов подросло почти у всех. Новые ритуальные агентства открываются активно.

Ранее РБК Калининград писал, что в поселке Аистово Гурьевского городского округа построят первый в Калининградской области крематорий. Разрешение выдало Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию региона. Участок под похоронное учреждение расположен вблизи действующего кладбища в поселке Сазоновка. Площадь этого одноэтажного здания составляет 728 кв. метров.

В сентябре стало известно, что МУП «Альта» (возглавляет депутат горсовета Олег Быков — прим. РБК Калининград), оказывающее в Калининграде ритуальные услуги по бюджетному контракту (18 млн рублей на 2021 год — прим. РБК Калининград), отказалось от судебного рассмотрения своей же апелляции и отозвало жалобу, ранее поданную на решение Арбитражного суда Калининградской области. 19 ноября 2020 года управление установило факт картельного сговора девяти компаний и индивидуальных предпринимателей — с целью участия в государственных торгах на право транспортировки тел умерших из медицинских учреждений Калининградской области.

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват