Александр Навагин: калининградцы охотно меняют свои машины на электрокары
Первая партия из двухсот электрокаров, которые в этом году выпустил калининградский автохолдинг «Автотор» полностью реализована на территории Калининградской области. Об этом в беседе с корреспондентом РБК Калининград рассказал руководитель ООО «НФ-Моторс» — официального дилера транспортных средств «Амберавто» и «Амбертрак» Александр Навагин.
По его словам, в настоящее время автодилер ждет новую партию электрокаров в количестве трех тысяч штук. Первая партия, которая сошла в этом году с конвейера «Автотора» полностью раскуплена калининградцами.
«Мы начали продавать электроавтомобили в марте 2024 года. Стартовали с 5-6 машин. В прошлом месяце у нас было куплено 33 автомобиля. Калининградский потребитель с охотой меняет свой транспорт на электрокары», — признается Навагин.
Он полагает, что акция производителя тоже существенно добавила трафика. В планах на следующий год реализовать 600 автомобилей «Амберавто» на территории области.
«Сейчас аппарат регионального правительства планируют полностью пересадить на электрокары. В регионе строят гигафабрику, там тоже все будут на электрокарах ездить. Я думаю, что через пять лет мы как в фильме из будущего будем, не на летающих, так на электрических машинах», — допустил Навагин.
Про электротакси и электрокаршеринг
Александр Навагин также владеет таксопарком «Кениг-рент», который единственный в регионе имеет в своем парке электротакси. Весной «Автотор» торжественно передал ему в лизинг первые 50 машин. Тогда вице-президент «Автотора» по локализации и аутсорсингу Дмитрий Чемакин уверенно заявлял, что развитие рынка электромобилей сдерживает исключительно развитие инфраструктуры и недоверие потребителей.
«Сегодня мы это недоверие уменьшили и показали, что на электрокарах можно зарабатывать. Среди автомобилистов всегда было мнение, что в такси используются самые надежные марки авто. И то, что сегодня такси взяли электромобили в работу, о многом говорит», — комментировал он.
Сегодня, по словам Навагина, на счетчиках электротакси уже около 80 тысяч километров — это приличный пробег по любым меркам. Перевозчик констатирует: электрокары показали себя на пятерку.
«Надо понимать, что электромобиль — это очень простой автомобиль. Никаких сильных замечаний с его эксплуатацией у водителей не было. Понятно, были нюансы, что-то пришлось подстраивать. Например, рекуперацию [возвращение энергии для дальнейшего использования в том же процессе прим.ред], потому что мы не могли это делать с самого начала. Какие-то вещи от батарей пришлось изучать, корректировать и так далее. Сейчас запас хода у нас летом до 450 км, быстрая зарядка 27 минут», — говорит собеседник.
Навагин не исключает: уже в обозримом будущем парк электроавтомобилей может быть увеличен. Кстати, Амбер Авто можно будет взять в каршеринг.
«Мы в тестовом режиме запустили 50 автомобилей, все они ездят, простоя практически нет. Поэтому, конечно, расширять парк планируем. Но сейчас разрабатываем новый проект по электрокаршерингу. Вообще идея каршеринга в Калининграде приживается очень трудно, но мы хотим его адаптировать под электричество: под стоянку там, где есть именно зарядные станции. Сама фишка — это будет обмен автомобиля, в сезон рассчитываем запустить около 100 машин под этот формат», — поделился планами Навагин.
Что с инфраструктурой
Любой автомобилист, который планирует купить электроавтомобиль, обратит внимание на доступность электроразрядных станций (ЭЗС). Пока их не хватает, но в этом году региональные власти заявляли о рекордном числе — 22 станции обещают установить в течение года. В 2023 году их появилось всего шесть: четыре от «Янтарьэнерго» и две от «Росатома». В прошлом году во вторую волну Калининградская область стала участницей пилотного проекта «Развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей». На эти цели с учетом федеральных субсидий из бюджета выделено около 46 млн рублей.
В регионе буквально через две недели откроют хаб в Храброво, который объединит шесть быстрых зарядок, рассказал Навагин. Такой же хаб будет запущен на Острове. Собеседник утверждает: все зарядки построены, официальный запуск назначен на 3 ноября. Электротакси в тестовом режиме уже начали заряжать в аэропорту. Кстати, у водителя электротакси свои бонусы: им въезд на территорию аэропорта бесплатный. Поэтому желающих пересесть на «электроконя» немало, к тому же зарядка автомобилей — за счет фирмы.
Ожидается, что к концу года в самом западном регионе страны будут функционировать более 40 зарядок, причем не только в Калининграде. Например, в прошлом году ЭЗС появились в Гусеве, Советске, на Куршской косе. Планируется установить такие зарядки и на погранпереходах. Обещают организовать и хабы — большое скопление электрозарядок в одном месте.
В правительстве рассчитывают, что они смогут обслужить как минимум 20 автомобилей каждая. Одна зарядка имеет три входа, то есть заряжаться от нее одновременно будут три автомобиля. Время быстрой зарядки — 30 минут.
Под уже реализованные электрокары зарядок в регионе хватит, уверяет участник рынка.
«Мы считали, примерно одна станция должна быстро заряжать десять машин мощностью 150 киловатт. У нас до последнего было около шести быстрых зарядных работающих станций, по факту. На самом деле в регионе их больше уже есть. Сейчас единовременно добавили 16. То есть еще минимум 160 машин именно на нашу инфраструктуру. Соответственно, если мы имеем 50 такси и еще 50 приобретем и будем иметь 100 машин в каршеринга, в общем 200 машин, всем хватит. И потребителям, и нам хватит», — резюмирует Александр Навагин.
Как писал РБК Калининград, в конце марта президент Владимир Путин поручил федеральному правительству представить предложения в связи с запуском в Калининградской области эксперимента по переходу на электромобили. В частности, речь шла о предложениях «о целесообразности проведения в Калининградской области эксперимента по поэтапному переходу к использованию электромобилей и развития для этих целей зарядной инфраструктуры электрического транспорта».