В Калининграде опробуют регуляторную гильотину на одной из сфер бизнеса
В Калининградской области планируют протестировать механизм, предусматривающий отказ от избыточных требований к бизнесу. Об этом со ссылкой на уполномоченного президента РФ по правам предпринимателей Бориса Титова пишет ТАСС.
«Мы предложили сделать пилотные проекты по разным видам деятельности в отдельных регионах. Одним из таких вариантов рассматривались рестораны общественного питания в Калининградской области», — рассказал Титов на панельной дискуссии в ходе Х Гайдаровского форума, стартовавшего в Москве во вторник, 15 января.
Включить Калининград в пилотный проект по сокращению требований к бизнесу Борис Титов предложил еще за день до Гайдаровского форума на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева. Об этом РБК Калининград сообщили помощники бизнес-омбудсмена Калининградской области Георгия Дыханова, который также принимает участие в дискуссии о внедрении регуляторной гильотины.
По информации РБК, на форуме Дмитрий Медведев рассказал, что данный инструмент будет использован, чтобы осуществить экономический рывок. Премьер констатировал: в России действует свыше 9 тысяч нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР. В качестве примера он привел правило приготовления омлета в организациях общественного питания. «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на восемь-десять минут. Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил Медведев.
Термин «регуляторная гильотина» был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates. Он подразумевает отсечение лишнего — того, что мешает развитию. Этот инструмент активно используется в мире. Его, в частности, применяли в Хорватии, Великобритании, Мексике, Вьетнаме и других странах.
Чем привлек внимание калининградский общепит?
Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области направлял в региональное правительство предложения по изменению требований к общепиту. Чиновники правительства сочли предложения актуальными, так как в регионе особое внимание уделяется развитию туристической отрасли, пояснили РБК Калининград помощники бизнес-омбудсмена.
«Сфера общепита — одна из самых зарегулированных, со множеством устаревших норм и требований. В чек-листе Роспотребнадзора по проверке предприятий общественного питания содержится более 190 пунктов требований. Для сравнения: в Казахстане проверочный лист в данной сфере содержит около 38 требований, в США — около 78 требований», — озвучили статистику в аппарате калининградского уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Помимо Роспотребнадзора, предприятия общепита проверяют Федеральное медико-биологическое агентство, Роструд, МЧС России. Всего предъявляется около 790 требований, подчеркнули в региональном аппарате уполномоченного. В 2018 году калининградскому бизнес-омбудсмену поступило две жалобы от бизнесменов, работающих в сфере общественного питания. Это немного, однако небольшое количество обращений не опровергает проблему излишних требований.
У калининградского бизнес-омбудсмена есть и другая статистика: «По данным опроса предпринимателей, который провел аппарат уполномоченного в Калининградской области в октябре 2018 года, наибольшие издержки для бизнеса связаны с исполнением обязательных требований Федеральной налоговой службы России (по мнению 38,4% респондентов) и Роспотребнадзора (20,5%). Кроме того, 45% опрошенных считают, что административная нагрузка на бизнес за последний год увеличилась».
Чем поможет регуляторная гильотина?
Контролирующие органы проверяют предпринимателей по чек-листам, введенным в июле 2016 года поправками в федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Чек-листы представляют собой списки контрольных вопросов. Проблема в том, что надзорные органы не имеют права при проверке использовать только часть из них.
«В чек-листы включается весь набор установленных требований, которые не учитывают потенциальную опасность проверяемых объектов, их размер, масштаб экономической деятельности, отраслевую специфику. В результате произошло ужесточение требований», — разъяснили помощники калининградского бизнес-омбудсмена.
Задача же ставилась обратная. На смягчение требований к бизнесу направлена программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденная 21 декабря 2016 года президиумом совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Реформа рассчитана до 2025 года. Чек-листы, введенные в 2016 году, также должны были упорядочить и упростить процесс проверок бизнеса. Законодательством предусмотрен дифференцированный подход к разработке чек-листов, добавили в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области. Но работа эта проведена не была. Не разработаны критерии, которые позволили бы определить наиболее существенные для каждого вида деятельности требования.
Регуляторная гильотина позволит пересмотреть требования, отменить устаревшие. А главное — требования будут классифицированы по видам бизнеса. То есть проверки будут учитывать особенности каждого вида деятельности, а не отталкиваться от внутренних документов надзорных ведомств, как это происходит сейчас. Речь идет о создании единого перечня требований, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, уточнил на Гайдаровском форуме бизнес-омбудсмен России Борис Титов. Изменить подход к проверкам Дмитрий Медведев предложил к 1 февраля 2020 года.
Как писал РБК Калининград, прокуратура Калининградской области не разрешила органам государственного контроля провести 46,7% намеченных на 2019 год плановых проверок предпринимателей. От органов госконтроля поступило 2492 заявки, одобрено 1328 из них. 1164 проверки прокуроры сочли необоснованными. В надзорном ведомстве пояснили, что контролеры не смогли дать внятный ответ, почему часть подлежащих проверке компаний отнесли к высокому классу опасности или включили в группу риска.