Калининград, 16 дек 2020, 10:04

«Одна плохая зима из 20». Владелец сети супермаркетов о работе в пандемию

Читать в полной версии
Фото: Егор Сачко На фото: Олег Пономарев

Потреб­ление становится более рациональным, а потребитель беднеет. С 2018 года идет медленное снижение покупательской способности. Супермаркеты по всей стране весной и летом демонстрировали рост, но, начиная с сентября, обороты падают. И калининградский ритейл — не исключение. Хотя, здесь в целом по отрасли потери часто компенсируются за счет высокой и миграции и потока туристов. Об итогах года рассказал в интервью журналу «Королевские ворота» председатель совета директоров крупнейшей региональной сети супермаркетов Олег Пономарёв. РБК Калининград сделал подборку его самых интересных высказываний.

О «потребительском пессимизме»

«Наступила пандемия. И хотя правительство оказало беспрецедентную помощь пострадавшим отраслям впервые в российской истории, потребление начало падать везде — кроме супермаркетов. То есть, супермаркеты по всей стране, и естественно, сеть SPAR-Калининград, весной и летом показывали положительную динамику. Наши сравнительные продажи год к году росли на 11-12%. Но в сентябре позитив закончился, туристы уехали, и мы вернулись в обычное состояние обычного региона, где люди живут в условиях достаточно большого количества карантинных ограничений. В настоящий момент на местном рынке преобладает потребительский пессимизм.

В целом вся калининградская розница в октябре в нулях, в ноябре ожидаем небольшой минус. Причём, этот минус абсолютно реальный с учётом инфляции 4%.

Почему-то нашим дорогим покупателям кажется, что инфляция какая-то космическая. Мы меряем продажи 300 первых позиций [продуктов] ежемесячно, могу ответственно заявить: у нас физическая инфляция 4,1%. И это при 20-процентной девальвации руб­ля в 2020 году».

«Мы, как товаропроводящие сети, идём за покупателями. И держимся из последних сил, не зарезая верхний, средний, био-сегменты и прочее. Посмотрим, как пройдёт декабрь, если и в декабре увидим усиление тренда падения покупательской способности, то будем сокращать верхушки и специалитеты. Что такое специалитеты? Это разнообразные биотовары, безглютеновые, спортивное питание и прочее».

О среднем чеке и «корпусной» колбасе

«Средняя корзина в магазине «у дома» — всего 370 руб. А в самых больших SPAR-ах средний чек — 700 руб., не семь тысяч — семьсот. Надо понимать, что одновременно происходит ужесточение конкуренции, как за счёт появления новых участников рынка, например, федеральных дискаунтеров, где продают варёную колбасу за 100 рублей килограмм. Поскольку мы сами производим колбасу, я вызвал старшего технолога и попросил объяснить эту цену. Он мне говорит: «Олег Борисович, очень просто, она корпусная, из корпусов курицы». Что это такое. Основная еда человечества сегодня — курица. Соответственно, в разных странах разбирают разные части: есть страны, где едят ножки, есть страны, где едят грудки, есть страны, где едят крылышки. Но в какой бы стране ни производили куриное мясо, всегда остаётся куриный корпус — кости и шкура. Эта масса, перемолотая в промышленных объёмах, составляет основу всех супердешёвых произведений пищевой химии на самом-то деле. Себестоимость производимой нами колба­сы — в районе 270 рублей. Но я ни на секунду не могу упрекать тех, кому нужно кормить семьи, в выборе еды».

Об открытии молла в кризис

«Существует затасканная метафора про кризис — время возможностей. На самом деле всё гораздо прозаичнее. В экономике существует высокая инерционность проектов. Инвестиции в Балтия Молл начались почти два года назад. Проекты в рознице имеют нормативный срок окупаемости — пять-семь лет.

Когда инвестируем, понимаем, что эти инвестиции будут работать 15-20 лет. И нам не так важно наступление пандемии, которое, скорее всего, закончится 1 мая 2021 года. Для нас это всего лишь одна плохая зима из двадцати».

О цифровизации и доставке

«В декабре мы выпустим новое мобильное приложение, значительно упрощающее работу с заказом. Понимаем, что поколение «большого пальца» заказы делает на бегу и в мобильном телефоне. [...] В самое ближайшее время планируем запустить сервис, когда ты можешь сделать заказ по телефону, подъехать, и тебе вынесут и положат в багажник твои пакеты. Функция уже реально тестируется».

«Наша ближайшая стратегическая цель достаточно ясная — доставка за два часа с момента заказа. В этой модели самое затратное — сборщики заказа и курьеры. Труд курьера — это, условно, 100-140 руб. за доставку, а что касается сборщиков, это вопрос производительности труда. [...] За Яндексом, Деливери, Сбермаркетом нет реальных активов в Калининграде, но они управляют цифровой аудиторией. Сбермаркет и другие непрофильные агрегаторы — это всего-навсего попытка монополизировать контакт с покупателем.

Но мы не хотим повторить судьбу такси. Такси закончилось как бизнес во всем мире, не только в России. Самостоятельные таксопарки погибли, потому что они своевременно не занялись доставкой как сервисом, а если покупателю нужен цифровой сервис, его надо предоставить».

О покупателях без масок

Есть требование законодательства: мы не имеем права рассчитывать людей без маски.

Физически мы не можем остановить людей  на входе в магазин — у нас нет армии контролёров, мы не можем оборудовать входы видео­камерами, системами распознавания лиц. Это невозможно ни технически, ни экономически.

Поэтому у нас зоной конфликта является прикассовая зона. Там происходят множественные конфликты с вызовом полиции — в среднем в октябре по 15 в день! Это общая проблема в рознице, в промтоварных магазинах проще. Там мало покупателей, а у нас очередь. Для повышения безопасности покупки ускоряем проект перехода на кассы самообслуживания: не хочешь стоять в очереди — иди туда. Это опять к разговору о цифровизации. Ещё один проект на старте — scan and go. Идёшь по магазину, сам сканируешь штрих-коды на телефон, подходишь к кассе, у тебя готов групповой штрих-код, взял покупки, оплатил за секунду и убежал».

О Доме советов

«Как калининградец, любящий Калининград, всемерно поддерживаю любую новую судьбу Дома советов. Достроить — прекрасно, снести — отлично. Я понимаю, что символ неустроенности, брошенности, незавершённости в самом сердце города не может находиться.

Моё мнение — это невеликий архитектурный памятник, хотя и числится в архитектурных анналах, иностранных и отечественных, как памятник кубизма, советского реализма и так далее. Для меня — это заброшенное здание, в котором живут галки и бомжи на протяжении десятков лет.

У меня есть и совершенно чёткая позиция по восстановлению Королевского замка: ну какой Королевский замок, вы что, прикалываетесь?!»

«Поэтому мы либо превращаем этот пустырь примерно в то, о чём говорит губернатор: общественная торговая рекреационная зона, собственный Сити. Это хороший вариант, реалистичный с точки зрения экономики проект. Осталось найти людей, имеющих пару-тройку миллиардов свободных денежных средств. [...] В любом случае, тот, кто решит проблему Дома Советов, окажет нам всем большую услугу».

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Как мозг искажает окружающую нас действительность. Разбираем 15 уловок
Pro
Российские IТ-акции дорого оценены. Долго ли это продлится и что покупать
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя