Калининград, 17 фев 2022, 16:55

Бизнес и облдума обратятся к Мишустину из-за коллапса на границе с Литвой

Читать в полной версии
(Фото: архив РБК Калининград)

Депутаты областной думы и региональный бизнес заявили, что намерены поднять вопрос о коллапсе на границе Литвы с Беларусью в обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину. Сегодня вопрос задержки грузов и срыва контрактов стоит уже слишком остро и жестко для многих производителей и ретейлеров региона. Об этом предприниматели рассказали в интервью радио «Business FM Калининград».

Глава совета директоров крупнейшего рыбоперерабатывающего предприятия региона Сергей Лютаревич говорит, что сейчас на складах предприятия простаивают 9 миллионов банок консервов, которые не могут доставить в Россию.

«Ситуация на границе касается всех предприятий без исключения, которые работают на территории Калининградской области, всех, кто вывозит продукцию на оставшуюся территорию России, также как и завозят сырье.

Если брать нашу отрасль рыбопромышленную и рыбопереработку, то сегодня на складах уже скопилось столько рыбной продукции как за полгода.

На нашем предприятии уже 9 миллионов физических банок мы не можем вывезти, контракты мы все срываем. Машины, которые должны были отвозить, они стоят на белорусско-литовской границе. Сегодня это самая большая проблема, которая связана с непонятными причинами. Мы сегодня решили на думе (заседание областной думы — прим. РБК Калининград), что

будем писать письмо или на [имя] губернатора Антона Андреевича, хотя он и так прекрасно знает какая ситуация, или на Мишустина, или на Владимира Владимировича Путина. Действительно, ситуация такая, что у нас уже заканчиваются все моральные и материальные ресурсы. Слово «безопасность» уже уместно, скорее всего, это вообще безопасность региона. Эта забота уже должна быть, извиняюсь, Москвы!», — возмущается Лютаревич.

Сегодня бизнес обратился к губернатору Антону Алиханову с предложением о комплексе мер по обеспечению в такой ситуации транспортной безопасности региона. Из-за задержки грузов некоторые предприятия вынуждены частично остановить производство.

«Сегодня ряд предпринимателей и руководителей бизнес-сообществ отправили Антону Андреевичу обращение. Что нужно предпринять, чтобы в Калининграде была как минимум транспортная доступность, а лучше транспортная безопасность.

Надо обеспечить, чтобы грузовики — а это основной, все-таки, вид транспорта в Калининградской области — могли ездить не только по суше, но и могли ездить по железной дороге — это Ро-Ро платформы. Чтобы они могли ездить на паромах, сейчас такого нет. Плюс мы говорим о том, что нам нужно делать нормальный грузовой хаб в «Храброво» для того, чтобы мы могли отправлять свои грузы самолетом.

Что касается нашего предприятия, то у нас в пятницу остановился конвейер, потому что российские комплектующие для мотобуксировщиков оказались 10 дней заблокированы на литовско-белорусской границе. Мы сейчас делаем всю продукцию в незавершенное производство, с нетерпением ждем, когда эти машины с комплектующими придут к нам на завод», — рассказал руководитель компании «Балтмоторс» Дмитрий Сивков.

На границе Литвы и Беларуси фуры простаивают больше 10-12 дней. Решить проблему за 7-10 дней возможно, только если подключатся правительства трех стран, уверен руководитель компании «Сталена» Сергей Гоз.

«Наши машины также находятся в этих очередях. Предыдущие машины, которые заходили — одна стояла 10 дней, другая 12 дней. Нам крайне жаль наших сотрудников. Что мы видим по данной ситуации?

Есть две стороны — белорусская и литовская. С каждой из них наблюдаются определенные моменты, которые влияют на создание этой напряженности. Литовцы работают в режиме так называемой итальянской забастовки. Они не торопятся от слова совсем. Не предпринимают каких-либо усилий, какие привели бы к тому, чтобы данную ситуацию разрешать. Со стороны Белоруссии есть определенные преференции, какими пользуются белорусские перевозчики, позволяющие им объезжать очереди и оформляться без очереди. То есть проблематика с электронной очередью: она толком не работает, а если и работает, то работает крайне криво.

Данной проблемой занимается АСМАП (Ассоциация международных автоперевозчиков — прим. РБК Калининград) недели три, если не четыре. Многое уже сделано. Механизм решения достаточно простой: литовцы должны работать нормально и быстро, не изображать работу. Белорусы как братское нам государство должны убрать всяческие преференции, какими они пользуются и жить с нами в одних реалиях, и также ускориться», — полагает Гоз.

Такое происходит впервые, это фантастический коллапс. Программное обеспечение на латвийской границе с Россией вышло из строя и будет проходить наладку до вечера 19 февраля, а это был основной путь объезда Литвы, говорит заместитель генерального директора сети «SPAR-Калининград» Алексей Елаев.

«Несмотря на бодрые заявления всех сторон, нормальное транзитное сообщение через Литовскую Республику до сих пор не восстановлено. Грузовики так и стоят по 10 дней с товарами длительного хранения.

Сейчас пока налажен пропуск скоропортящихся товаров, но в ручном режиме. Только что мне поступило сообщение о том, что вышла из строя электронная система латвийской таможни. До восстановления системы выполнять транзитное оформление в электронном виде для размещения на постах в Евросоюз Латвийской Республики будет также невозможно, как и в Литовской Республике. Поэтому мы ожидаем фантастические очереди и на латвийской границе. Я надеюсь, что скоропорт они смогут оформить в ручном режиме, но происходящее явно выбивается за обычные нормальные взаимоотношения.

За мою практику такая ситуация впервые, когда и Литва, и Латвия имеют сломанные системы электронного оформления. И причем мы точно знаем даже, до какого числа предварительно эти системы будут сломаны», — констатирует ретейлер.

Ранее РБК Калининград писал, что 15 февраля литовские пограничники должны были вернуться к штатному режиму оформления грузов после обновления таможенных баз, начавшегося с 7 февраля. Тот факт, что изменений пока нет и очередь не сократилась и 16, и 17 февраля, подтвердили РБК Калининград и региональные перевозчики.

Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным