Глава нацпарка «Куршская коса» грозит турфирмам ужесточением условий
Туристический сезон только начинается, а национальный парк «Куршская коса» уже не справляется с наплывом посетителей. В выходные парк переполнен, парковочных мест не хватает, инспекторы «зашиваются». В прошедшие майские праздники на Куршскую косу приехали более 40 тысяч туристов. Об этом РБК Калининград рассказал директор нацпарка Анатолий Калина.
Рекреационная нагрузка на три основных достопримечательности — орнитологическую станцию, Высоту Эфа и Танцующий лес — огромная, они не предусматривают такого количества посетителей, говорит он:
«Если бы турпоток был распределен по всем маршрутам по территории парка, не была бы такая колоссальная нагрузка. Все турфирмы принимают всего три локации. Этого нельзя делать. Мы будем собирать турфирмы Калининградской области и разговаривать повторно. И если нас не услышат, то те условия, которые для них созданы, будут ограничены», — заявил Калина.
Основной проблемой директор считает большой поток туристических автобусов.
«Понятно, что все собирают туристов, к нам везут, зарабатывают деньги. И мы зарабатываем. Только мы вкладываем и получаем только отрицательные потоки, ввиду того, что наши туалеты убираются шесть раз в неделю. И в обед все туалеты уже заполнены. А если посчитать количество туристов...Даже 20 автобусов на одном маршруте, которые сходили все в туалет, понятно, что к вечеру они будут грязными. Все смотрят со своей стороны, никто не смотрит в сторону парка. Все думают, что мы сидим здесь и зарабатываем, а то, как мы меняем структуру, никто не спрашивает. То, что она изменилась, она стала лучше, стала доступнее, никого не интересует. Всех интересует “почему вы это не делаете?” Для нас это все понятно, мы стараемся все исправлять. Это чисто внутреннее. Нельзя сказать, что мы сидим и ждем, когда нам принесут деньги за вход и наши арендаторы. Мы будем рассматривать совместную работу [с турфирмами], чтобы все понимали, соглашались с условиями друг друга», — возмущается глава нацпарка.
Он пояснил, что руководство парка не первый год предлагает туристическим компаниям другие точки маршрута на территории Косы. «Но для посещения группой у них четыре часа. Что можно успеть за четыре часа? В этом весь вопрос — в координации по территории нацпарка», — считает его руководитель. Он добавил, что сейчас в парке рассматривают способы разграничения туристических потоков, потому что основная цель существования нацпарка это не сам туризм, а сохранение природной территории.
За десять майских выходных дней инспекторы составили 41 протокол о нарушениях туристов. «Не все читают правила посещения. Туристы выходят на дюны, не соблюдают правила. Очень много съездов на автомобилях, потому что каршеринг очень развит — люди приехали, взяли автомобиль и пытаются проехать в сторону моря, залива. Отдельное спасибо нашим гражданам, местным жителям, за то, что они помогают именно в обнаружении нарушителей. Очень много поступает звонков, нам говорят [о нарушениях] и облегчают работу для инспекторов», — поясняет Калина.
Мест на оборудованных парковках в праздничные дни всем желающим не хватало. Транспорт, в том числе и туристические автобусы, оставляли вдоль дороги. При этом, дополнительные парковки на территории Косы оборудовать не будут, сообщил директор нацпарка. По его словам, планируется расширить стоянку возле Высоты Эфа — с одной стороны будут стоять автобусы, с другой — автомобили. Документы с обоснованием уже отправлены на согласование в Москву.
Как писал РБК Калининград, на этой неделе на Куршской косе намерены запустить онлайн-продажу билетов, которая позволит въезжать в нацпарк за несколько секунд. Кроме того, руководство обсуждает вопрос увеличения стоимости въезда, чтобы избежать транспортного коллапса.