«В шоке были даже мы». Риелторы — о прошлой и будущей ситуации на рынке
Стоимость жилой недвижимости в Калининградской области достигла своего пика и теперь будет дешеветь, поскольку спрос на нее уже упал и будет падать еще. Такие прогнозы в разговоре с «Клопс» дали риелторы региона.
Чтобы подороже продать квартиры на вторичном рынке, руководитель агентства недвижимости «Авеню-Риэлт» Марат Субхангулов рекомендует выставлять их на продажу сейчас.
«Потому что цены на пике, почему бы не продать? Я тоже свою квартиру купил за 2,5 млн рублей, за 3,8 млн выставил и она «улетела» сразу. Где ещё можно так заработать?» — объяснил Субхангулов.
Спрос на покупку жилья в Калининграде падает, поскольку инвесторы вложили свои деньги, а у рядовых граждан возможности купить недвижимость по такой стоимости нет — цены выросли минимум на 30%, а доходы такого роста не достигли.
«Спрос падает, люди не готовы по таким ценам покупать. Стоимость недвижимости достигла своего максимума, повышения не будет, стоит ждать только снижения, оно сейчас и происходит. Люди, которым реально нужно продать объекты, вынуждены демпинговать»,
— объясняет Субхангулов.
Эксперт уверен, что выкупленные и отремонтированные инвесторами готовые квартиры обойдутся примерно на пять процентов дешевле, чем у застройщика, потому что покупались до первого подорожания. Но такой недвижимости на рынке очень мало.
Субхангулов также отметил, что в прошлом году застройщики хорошо заработали на продаже квартир и сейчас «в деньгах особо не нуждаются». Но рано или поздно им понадобятся деньги для продолжения строительства, и в период застоя они будут вынуждены снижать цены. Как поведёт себя рынок, станет ясно через полгода, резюмировал Субхангулов.
Гендиректор Союза профессиональных риелторов Татьяна Гилёва тоже считает, что квартиры не будут дорожать в ближайшие три-четыре месяца, а цены будут «приводиться в порядок». При этом, такое положение дел не означает, что цены будут падать. Скорее необоснованно завышенные цены на квартиры начнут соответствовать своей рыночной стоимости.
«Скорее сейчас будет либо снижение объёма продаж, либо застройщик будет придерживать «квадраты». Возможно, появятся квартиры с акциями на первый и последний этажи.
До нового года нельзя будет договориться с застройщиками о рассрочке или снижении цены, ведь это не их каприз, так диктует система проектного финансирования. Она не позволяет быть прямо очень лояльными», — прогнозирует эксперт.
В этом году цены на жилье подскочили из-за того, что собственники ждали ажиотажа прошлого года, однако его не случилось.
«Все надеялись, что летом к нам поедут приезжие — это нормальная потребительская психология. Тот год показал, что у нас покупались квартиры с явно перегретыми ценами, от которых в шоке были даже мы»,— сказала Гилёва.
Из-за перегрева владельцы жилья либо снимут его с продажи, либо приведут цены в соответствие с рынком. В противном случае, шансов на продажу нет, уверена риелтор. «Раньше был рынок продавца, теперь он меняется в сторону покупателя. Появляются предложения по адекватным ценам, и у покупателей есть шанс выбрать, соответственно. Он уже будет выходить и выбирать и купит у того, кто даст более правильную цену», — пояснила она.
Отвечая на вопрос, как узнать, что цена завышена, Татьяна Гилёва рекомендует узнавать у собственников, как много просмотров у квартиры в день. Если от желающих нет отбоя, значит, цена соответствует. Если в гости наведываются только риелторы, то стоит задуматься.
«У риелторов своя задача — они хотят внести квартиру в базу. Это не показы. Даже самая плохенькая, убитая, без ремонта «однушка» где-то на самой окраине, на Камской, будет стоить 1,4 млн, её заберут в два дня. Но если её поставят по рынку в 2–2,3 млн рублей и показов нет, значит, квартира всё-таки переоценена», — резюмировала риелтор.
Как писал РБК Калининград, ранее в своем Facebook Марат Субхангулов написал, что спрос на недвижимость в области существенно падает. Тем, у кого в собственности есть свободные квартиры и дома в регионе, стоит продать их, причем, немедленно, пока цены не упали еще сильнее, предупредил эксперт.