Калининград, 17 окт 2019, 18:03

Легальный рэкет:бизнесмены платят сотни тысяч за нарушение авторских прав

Читать в полной версии
Фото: Pixabay

В регионе предприниматель заплатил 10 тысяч рублей американской компании MGA Entertainment за продажу с изображением игрушки «ЛОЛ сюрприз», передает Business FM — Калининград.

Антон Савитский полтора года назад купил футболки для реализации. Предприниматель уверяет, что не знал о принадлежности изображения бренду. Через месяц после старта продаж он получил претензию по результатам контрольной закупки от российской компании — представителя правообладателя, зарегистрированной в Санкт-Петербурге.

В документе указано: предприниматель может выплатить 50 тысяч рублей в качестве компенсации, чтобы не передавать дело в суд за нарушение исключительного права на товарный знак. По наблюдениям бизнесмена, в Калининград такая практика пришла в конце 2018 года и набирает обороты в этом году.

«Я на самом деле свой вопрос решил, договорился, заплатил минималку 10 тысяч за эту «ЛОЛ сюрприз». Слава богу, она у меня одна была на рисунке. Мы уже группу «ВКонтакте» создали вот таких вот потерпевших», — поясняет Савитский.

Бизнес обеспокоен — суммы исков достигают сотен тысяч рублей. Максимальная сумма взыскания — до 5 млн рублей. Антон Савитский не отрицает своей вины, но считает, что штрафы слишком высокие.

«Они (компания — представитель правообладателя — прим. ред.) могут потребовать хоть пять миллионов. По сути это официальный рэкет», — заметил предприниматель.

Мнения юристов расходятся. Некоторые считают такой метод «гоп-стопом» в авторском праве. Кто-то встает на сторону правообладателя. Адвокат Иван Кузнецов предполагает, что некоторые организации превратили подобную практику в бизнес и просто используют незнание предпринимателя.

«Люди приходят, делают покупку, фиксируют на видеокамеру, а потом рассылают всем (предпринимателям — прим. ред.) так называемые письма счастья. Причем письма не адресатные, а шаблон всем. Тот, кто клюет, платит им деньги. Это, знаете, как «гоп-стоп», когда тебя зовут, и если ты подойдешь, то тебя ограбят, а не подойдешь, то тебя не ограбят», — сказал в разговоре с РБК Калининград адвокат.

По его мнению, такие компании могут сначала выявить, что в магазине продается товар с нарушением прав на интеллектуальную собственность, затем связаться с правообладателем, чтобы в дальнейшем привлечь к ответственности владельца бизнеса. Предприниматели в этой цепи — последнее, самое слабое звено, и, как правило, штраф взыскивают с них, а не с поставщика, считает эксперт.

«Речь может идти о регрессном иске, и предприниматель может подать как регресс своего поставщика. <...> Если поставщик за рубежом — это усложняет механизм защиты прав, но это не исключает возможности. И в Европе, и в другой стране правопорядок более жесткий, особенно в плане интеллектуальной собственности. У нас этот институт достаточно молодой на самом деле. Поэтому все на него попадаются», — заключил Иван Кузнецов.

В свою очередь юрист Ольга Стороженко не оправдывает предпринимателей или компании — занимаясь продажей товаров, они должны проявлять осмотрительность и понимать, что любое изображение может являться товарным знаком.

«Иначе им необходимо будет в суде доказать, что у них отсутствует вина в нарушении интеллектуального права. А вот для того чтобы ее доказать, нужно уже в договоре с поставщиками при заключении гражданско-правовых сделок предусматривать условия о патентной чистоте. И при этом это условие должно носить неформальный характер, необходимо удостовериться, что действительно товарный знак как товарный не зарегистрирован», — выразила свое мнение юрист.

У предпринимателя есть возможность в платном доступе на сайте Федерального института промышленной собственности проверить авторское право. Также можно обратиться к юристу или патентному представителю. Или перед продажей можно воспользоваться интернет-поисковиком и узнать, кому принадлежит то или иное изображение.

Но и компании, предъявляющей претензию, необходимо доказать вину предпринимателя, действительно ли он осуществляет продажу с нарушением авторского права. «Надлежаще оформленные полномочия и покупка подтверждают факт того, что товар продавался с нарушением авторского права. Я думаю, судом это будет воспринято именно как ответственность предпринимателя. Да, конечно, можно ссылаться на то, что это (компания-представитель — прим. ред.) заинтересованное лицо и делают все специально, но это не отменяет того факта, что был продан товар с зарегистрированным товарным знаком, а лицо не могло его продавать», — заметила юрист.

Как ранее сообщал РБК Калининград, в 2018 году региональная таможня задержала более 17 тысяч единиц контрафактной продукции. Самыми популярными торговыми марками среди подделок в 2018 году стали «Смешарики», «Маша и медведь», «Минни и Микки Маус», BMW, Volkswagen, FIFA World Cup 2018 и Russia 2018. В прошлом году лидерами по числу нелегальных товаров стали «Трансформеры», PUMA, LADA, TOBOT, Play-Doh и Mahle.

Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам