Калининград, 18 окт 2020, 15:26

Больше не деликатес. В Калининградской области начали выращивать спаржу

Читать в полной версии
Фото: Pixabay

Вслед за мировыми лидерами по выращиванию спаржи из Южной Америки и Германии, а также за передовыми российскими компаниями из Нижегородской области и Северной Осетии, калининградские предприниматели тоже занялись производством этой модной и полезной для здоровья агрокультуры. В регионе запустили два бизнес-проекта по ее выращиванию. О них рассказывает в октябрьском номере журнал «Королевские ворота».

Испытание голландской спаржей

Высокая маржинальность спаржи — одна из причин, побудивших заняться ее производством предпринимателя Александра Гнута. Два года назад вместе с партнёрами он открыл компанию «Восемь садов» и посадил спаржу на плантации площадью 6,5 гектаров в Багратионовском городском округе. Инвестировать в новое производство согласились и собственники крупнейшего производителя шампиньонов в Калининградской области.

Саженцы приобрели в голландском питомнике. Выбрали три сорта зелёной спаржи, которые должны хорошо плодоносить в калининградском климате. Не без трудностей растаможили, привезли. Первый урожай — 200 килограммов — собрали в 2019 году. «Одни саженцы, одна земля, одинаковый уход, но урожай через ряд плохой. Из-за неопытности мы не всё сделали вовремя, на месяц задержали посадку», — объясняет Александр Гнут. — «В этом году урожай обещал быть лучше, но весной бахнуло минус два градуса, спаржа замёрзла».

Случайность и рождение местного сорта

Приехавшие в Калининград из Белгородской области Надежда и Сергей Сорокины пришли к решению выращивать спаржу совершенно случайно. В 2016 году белгородские предприниматели подписали инвестиционный договор с РПЦ (Русская Православная Церковь — прим. РБК Калининград) на долгосрочную аренду и восстановление старинного прусского замка Вальдау в поселке Низовье Гурьевского городского округа. Во время реконструкции подвальных помещений обратили внимание на пушистые стебли незнакомых растений. Потом их же обнаружили на прилегающих к замку полях. Сергей решил, что это дикая спаржа, отвез растение на экспертизу. Спустя три года в государственном реестре сельскохозяйственных достижений был зарегистрирован сорт «Вальдау» — это избавило Сергея и Надежду от необходимости завозить саженцы из Европы.

«Регистрируя собственный сорт спаржи, мы не были уверены, что станем серьёзно заниматься этим направлением. Одним из аргументов «за» было то, что когда у редиски всего два листика, спаржа уже плодоносит. Нам посоветовали съездить в Германию, мы посмотрели, как там устроено производство, посчитали вложения и приступили к посадке», — рассказывает Надежда.

Спарже нужны чернозёмы

Выращивать спаржу сорта «Вальдау» Сорокины начинали на белгородских чернозёмах. Сергей объясняет, что этот тип почвы отлично подходит для производства.

Об этом говорит и Александр Гнут: «В «большой России» достаточно много производителей спаржи. Среди лидеров — компания «Рассвет» из Нижнего Новгорода, их плантация занимает порядка 10-15 гектаров, и Олег Жолобенко из Воронежа, выращивает деликатес в Ольховатском районе, работает в «Газпроме», а по вечерам ездит на тракторе. Он сам посадил 10 гектаров в чернозёме и показывает очень хороший результат».

Урожай «на ура»

По словам Гнута, сегодня в Калининграде практически никто не занимается спаржей, потому что на неё нет стабильного спроса — его только предстоит сформировать. Основные поставщики спаржи в калининградские супермаркеты — это Чили и Испания. Лидирующая в производстве белой спаржи Германия в Калининград её не возит.

«Овощи, которые привозят издалека — совершенно другой продукт. Чилийскую спаржу транспортируют в газокамерах, из-за этого она не такая хрустящая и свежая, как наша», — комментирует Гнут.

Половину своего первого урожая компания Александра Гнута «Восемь садов» реализовала прямо на территории хозяйства. Клиенты приходили из Instagram, в итоге торговым сетям спаржи практически не досталось. Пучки продавали по 500 граммов за 250-300 рублей. Для сравнения: пучок спаржи из Армении стоит 450-500 рублей, из Чили — 600 рублей. Со сбытом в рознице помогает партнер, занимающийся шампиньонами — он давно сотрудничает с местными торговыми сетями.

«Это положительный опыт, но он не позволяет с уверенностью говорить, будет ли спрос на 15 тонн — а именно столько, по нашим расчётам, принесёт поле. Вопреки нашим ожиданиям, ритейлер сделал минимальную наценку. Думаю, спаржа ему интересна в первую очередь для расширения ассортимента», — говорит предприниматель.

Проблемы со сбытом и специфика культуры

Первый калининградский урожай спаржи у Сорокиных тоже оказался невысоким по причине заморозков. К тому же, волнует вопрос стабильного сбыта. Поэтому на вопрос, станут ли они развивать производство спаржи в Калининграде, предприниматели однозначно не отвечают: «Пока не понимаем, сколько посадить в следующем году, всё упирается в продажи. Первый урожай мы не смогли реализовать ни в Белгороде, ни в Москве — потенциальные клиенты не знали, что делать со спаржей. Основной барьер у HoReCa (отельеры и рестораторы — прим. РБК Калининград) — непостоянное качество фермерской продукции. Рестораторы предпочитают покупать тайскую спаржу: она одинаковая вне зависимости от сезона», — объясняет Надежда Сорокина.

По ее словам, калининградский ритейлер не разобрался с условиями хранения, и в итоге вся партия погибла. Пока возобновлять с ними сотрудничество супруги не планируют.

Главная сложность с реализацией спаржи, как говорят Сорокины, связана и со спецификой продукта: если ростки сразу после сбора не охладить до двух градусов по Цельсию, то урожай погибнет через три дня. Инвестиции в оборудование для охлаждения, по оценкам Александра Гнута, составляют порядка 10 миллионов рублей.

«Пока мы не вышли на стабильный урожай, проект убыточный. Операционных денег не хватает, приходится вкладывать собственные средства. Сейчас около миллиона [рублей] ушло на обработку поля гербицидами. Если со следующего года будем стабильно получать хороший урожай, ещё через три года сможем вернуть инвестиции в проект. Когда открывали компанию, получали невозвратную субсидию в размере 2,7 миллиона. Ещё раз обращаться за господдержкой планируем, когда поймём реальный спрос на нашу продукцию», — подытожил Александр Гнут.

Туманная перспектива

Производство спаржи — дело интересное и перспективное, но если сейчас им начнут заниматься несколько компаний, остальным на рынке будет нечего делать, убеждены предприниматели. Большие объёмы урожая приведут к перенасыщению предложения, производители начнут демпинговать, тогда спаржа может оказаться дешевле картошки. Инвестиции в этом бизнесе серьёзные, а сама отрасль — инертная.

В Калининграде спаржу знают, во многом, благодаря частым путешествиям по Европе. Поэтому супруги Сорокины планируют привлечь внимание к этой богатой клетчаткой, белком и микроэлементами культуре через событийный туризм — после снятия ограничений хотят провести первый в области фестиваль спаржи.

Ранее РБК Калининград сообщал, что новый резидент Особой Экономической зоны региона намерен выращивать черешневые и грушевые интенсивные сады. Заявленный объем инвестиций — 160 млн рублей, предполагается создание 66 новых рабочих мест. Предприятие зарегистрировано в мае в поселке Нивенское Багратионовского городского округа.  

Pro
Банк России приступает к продаже валюты. Что будет с курсом рубля
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Компании теряют миллионы: что не так с перевозкой скоропортящихся грузов
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их