Отставание 116 часов. Что происходит на границе Калининграда и Литвы
Очередь на границе с Литвой на 13 часов 18 декабря сократилась вдвое. По данным телеграм-канала «МАПП Чернышевское. Оперативная информация» скопилось около 60 большегрузов, в накопителе ожидают еще 30 фур. Отставание по электронной очереди составляет порядка 116 часов.
Между тем, по данным издания «АиФ. Калининград» на минувших выходных пересечение границы ожидало более двухсот фур.
В сложившейся ситуации в большинстве случаев винят прибалтийских соседей. Но не меньше претензий у дальнобойщиков к создателям электронной очереди, которую с осени ввели на всех пограничных пунктах пропуска страны. Начали ее создавать в условиях дружественных отношений со странами, когда в Калининградской области работали три пункта пропуска и должен был открыться еще один - погранпереход в Дубках. Сегодня есть только «Чернышевское»: «узкое» горло, связывающее эксклав с большой Россией. И это самая большая проблема.
«Напишите правду: электронную бронь надо убрать. Деньги вложили «в никуда». По 6 человек на будке стоит, плюс 2 оператора на смену. Всем платить надо. А толку нет!» - требуют дальнобойщики.
Дмитрий в «дальнобое» больше 10 лет. И, по его словам, с каждым годом ситуация на границе усугубляется.
«Когда была живая очередь, водители все решали между собой. «Скоропорт» пускали через одну – две машины. Сейчас на границе 4 очереди: по брони, живая, «скоропорт» и приоритетный «скоропорт» (для тех, у кого сроки годности продукции заканчиваются). В прошлый месяц я пытался проехать, человек с кувалдой бегал, грозился мне колеса посшибать, фары разбить, по голове надавать. Я понимаю – все хотят домой вернуться к праздникам. Коллапс был перед Новым годом всегда. Но сейчас в приоритете – бронь. Но ведь у меня ее нет не потому, что я не хочу ее взять, а потому что ее в принципе нет. Доходит до драк. Инспекторов ДПС вызываем каждый день. Но они ничего не могут сделать: мол, решайте между собой», — рассказывает он.
Коллеге Дмитрия Илье повезло: он волшебным образом сумел взять бронь, но «наперед». Боится, что не успеет вернуться и использовать ее.
«Получилось неожиданно – на сайте появилось «окно» на 19 число. Через секунду уже нет ничего. Бронь – еще та лотерея. Кто-то берет ее с 8 компьютеров, кто-то с десяти - всех родственников напрягают. Абсолютно непродуманная система, - говорит он. - Надо сделать, как на переходе «Бурачки» (Терехово). Водители предъявляют документы на груз, берут талончик, и по факту едут. Остальные - в накопителе. Белорусы от электронной системы давно отказались, а у нас «ноу-хау» изобрели. Одного не понимают: система работает, когда Литва работает. Только «соседи» замедляются, мы садимся на мель», — делится водитель.
«Сейчас многие ловят бронь на неделю или две вперед. Водители еще притащили инициативу из Беларуси – «записываться» на бумажке. Я записался, отстоял 5-6 суток, а наглец проехал прямо передо мной: мол, я записан. Хотя загрузился, как сам сказал, только вчера. А я 7 числа – разница есть? Эта бумажка – та же нелегальная броня. Я стою с 8 декабря. Везу морепродукты от «Вичюнай-Русь». Вчера вызывал полицию, требовал навести порядок с очередностью. Безумно устал от этого бардака. Хотел на пенсию выйти, но государство позаботилось: ещё 7 лет в таком ритме пахать. Планировал: съезжу еще в один рейс перед Новым годом, а потом побуду дома. Но так эту броню и не поймал. Ребята говорят, какие-то хакеры завелись: вылавливают все брони. В назначенный час открываешь сайт, и ничего. На паром получить место еще сложнее. Замкнутый круг: ни по морю, ни по суше не прорваться», — говорит Юрий Бырда.
Цена вопроса
Валерий Гусев давно перепутал день с ночью. В кабине у него стоит «датчик колейки» (движения очереди). Продвигается впереди стоящая машина на 5 метров, он начинает звенеть, чтобы не проспать. И так всю ночь. Затем, когда уже выехал на трассу, заказчик начинает гнать: быстрее – быстрее. От постоянного недосыпа и нервотрепки, того и гляди, слетишь в кювет.
«Зарплата у нас не как в Европе – 75 евро в сутки; здесь ставка за рейс, независимо месяц ты потратил на доставку или неделю. Работодателю больше платить не с чего – объёмы доставки сильно просели,- рассказывает Валерий. - Раньше в месяц делал 3 – 4 рейса. Привозил домой 100 тыс. руб. С октября – два от силы. Да еще ползарплаты проедаешь. В конце месяца у меня ещё и «шенген» заканчивается. Будет упрощённый транзитный документ – с ним нужно успеть пересечь Литву за 24 часа. Если очередь на выезд из Литвы – неделя, я должен бежать на границу, предупреждать, чтобы отметили, что стою в очереди. И так каждый день», — цитирует водителя издание.
Слова губернатора о том, что водители зарабатывают 60 – 100 тыс. на сливе топлива из фур, вызывают у дальнобойщиков лишь ироничную усмешку. Во-первых, далеко не у всех машин есть два больших бака. Во-вторых, чтобы топливо продать, его еще надо купить в Калининграде по 63 руб. за литр. Тонну в Литве продал – заработал около 20 тыс. А человеку надо покушать, за дороги и стоянку заплатить – то на то, и выходит. Кроме того, сливы топлива попадают под нарушение законодательства Литвы, Латвии, через которые ходят наши машины. Если водителя ловят на сливе топлива, штраф - около двух тысяч евро. При таком раскладе нарушают единицы.
Как решить проблему
В нынешних форс-мажорных условиях инициативная группа международных перевозчиков области предлагает доработать систему электронного бронирования. Речь идет об отмене удаленного электронного бронирования и сохранения его только для терминала, установленного на границе. В этом случае регистрацию смогут пройти водители, у которых на руках есть все необходимые документы.
Перевозчики также настаивают, чтобы в личный кабинет участников системы была добавлена опция отслеживания времени ожидания. Тогда минимум 50% водителей будут ожидать очередь в городах области, в своем доме, в окружении семьи.
… и получить субсидии
Предприниматели также жалуются, что получить субсидии крайне проблематично. В частности, одно из требований: к концу следующего года сохранить штат не менее 75%. Если люди увольняются (а это происходит повсеместно), деньги придется возвращать. Лишних средств у перевозчиков нет. Львиная часть денег уходит на проезд по платным трассам, чрезмерно подорожавшие европейские страховки, санитарные взносы и прочие поборы.
По мнению экспертов, положение критическое: ущерб отрасли нарастает, компании закрываются и распродают автомобили, кто-то даже на запчасти.
Как писал РБК Калининград,по мнению главы региона Антона Алиханова контрейлерные (комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки) и морские перевозки грузов могут стать альтернативой вывозу товаров грузовым транспортом из Калининградской области через Литву и решить проблему очередей на МАПП «Чернышевское».
«Что касается возможностей адаптации, то они есть. У нас уже не первый год существуют возможности так называемой контрейлерной перевозки, когда ты ставишь грузовик на платформу. Мы все реализовали, таможня реализовала соответствующие документы — контрейлерные перевозки возможны. <…> Плюс к этому у нас все-таки недозагружены на обратный ход в Петербург и Ленобласть большое количество кораблей», — комментировал ранее журналистам глава региона.