Калининград, 19 сен 2022, 14:13

«Реагируем негативно». Калининградские производители пива — о маркировке

Читать в полной версии
Фото: «Королевские ворота»

В России с 2023 года планируют ввести обязательную маркировку пивных напитков. Союз российских пивоваров обратился с открытым письмом к президенту Владимиру Путину, в котором заявил о вероятном возникновении серьезных сложностей в отрасли: выпуск пива, согласно прогнозу, сократится на 20-30%, себестоимость продукции вырастет на 10%.

Калининградские производители напитков разделились во мнении, приведет ли такая мера к удорожанию продукции, пишет журнал «Королевские ворота».

«Хотя речь идет о банках и бутылках, а не о металлических кегах, мы, как и все производители, реагируем на инициативу негативно. Во-первых, оборудование для маркировки используется импортное, с этим могут возникнуть проблемы. Во-вторых, несмотря на то, что в Росалкогольрегулировании заявили о том, что возьмут на себя часть затрат, большая часть ляжет на конечного потребителя. С водой сейчас произошло то же самое. Те производители, кто не успел начать маркировать продукцию, сейчас, когда введен мораторий, находятся в более выгодном положении с точки зрения конкуренции. Они продают воду за 20 рублей, а те, кто инвестировал десятки тысяч евро в оборудование для маркировки, — за 40 рублей. Вот к чему это приведет. Наша отрасль уже регулируется, насколько это возможно. Есть ЕГАИС, НДС, акцизы – достаточно способов контролировать производителей. Мы сами могли бы выпускать питьевую воду, но отложили идею в долгий ящик из-за маркировки. Издержки велики», — объясняет генеральный директор завода ферментированных напитков Tilsitkrone в Советске Ринат Шарафутдинов.

Учредители завода ферментированных напитков FAB опасения вокруг маркировки не разделяют.

«Нас не пугает данная инициатива, поскольку мы знаем, как работает марочный учет. Никакой проблемы в том, чтобы маркировать не только воду, но и ферментированные напитки, не видим. Принтер для печати QR-кодов у нас есть. Единственная сложность — еще не до конца понятно, как маркировать именно кеги. Что касается себестоимости, она вырастет, наверное, на 50 копеек. Может быть, на рубль. Маркируется одна единица товара – в нашем случае одна 30-литровая кега. Такое подорожание не станет критичным», — считает один из учредителей производства Алексей Борбат.

Из чего варят напитки

Tilsitkrone использует для производства напитков российское сырье, а дрожжи и солод привозят из Бельгии.

«Раньше сотрудничали с немецким производителем. Было удобно из-за короткого логистического плеча и отсутствия необходимости платить ввозные пошлины. В связи с последними событиями компания принципиально решила не ввозить продукцию в Россию, поэтому теперь сотрудничаем с бельгийским брендом», — рассказывает Ринат Шарафутдинов.

Оборудование тоже приобреталось у российского производителя. Решающим фактором стала цена.

«Европейское оборудование очень дорогое. К тому же мы используем государственные деньги. В этой ситуации нам видится более правильным поддерживать отечественного производителя. За последнее время цены на оборудование выросли практически в три с половиной раза. Можно сказать, нам повезло купить его по старым ценам. Сегодня мы бы однозначно не запустили проект, даже речи об этом бы не шло», — говорит Шарафутдинов.

Фото: «Королевские ворота»

Управляющий Ponarth Александр Пивоваров рассказывает, что для производства ферментированных напитков берется вода из немецкой скважины. Что касается солода, компания использует бельгийский, российский и белорусский.

«Использование российского и белорусского сырья – скорее, вынужденная мера, чем осознанный выбор. Оно не плохое, но все-таки уступает в качестве бельгийскому солоду», — отмечает он.

Где взять хмель

По данным аналитиков, в настоящее время российские производители обеспечивают отрасль хмелем всего на 2-5%, хотя в начале двадцатого века страна находилась на четвертом месте в Европе и на пятом месте в мире по объемам производства хмеля.

То, какими темпами будет развиваться пивоваренная отрасль, зависит от ответа на вопрос, где взять хмель, если на него наложат санкции.

Специалисты объясняют, что из-за нестабильности логистики поставки сильно задерживаются. Некоторые производители заявляют, что они вложились или не против вложиться в разведение хмеля. Но хмель — не солод, растет долго. Нужно от трех до пяти лет, чтобы вырастить необходимый объем.

«С сырьем есть проблемы. В большей степени они связаны с хмелем, потому что запасы американского закончились. Я думаю, что сейчас все перейдут на белорусское сырье. Многие [производители ферментированных напитков] подстраховались и нашли варианты, мы уже немного успокоились», — заявил в разговоре с «Business FM Калининград» руководитель калининградской пивоварни Königbray Алексей Евстафьев.

Он отметил, что из-за перестройки логистики на паромную переправу и удорожания импортной пластиковой тары, цена на конечный продукт выросла в три раза.

«После 24 февраля мы, как никто, поняли, почему в Восточной Пруссии практически у всех производств был замкнутый цикл. На текущий момент хмелем не обеспечены все заводы ферментированных напитков. Приблизительно отрасль потребляет 8 тысяч тонн хмеля в год, из них только 120-150 тонн выращены в России. Мы знаем, что сейчас несколько крупных российских предприятий посадили хмель, но эта культура долго растет до необходимых стандартов. Поэтому импортозамещение быстро не случится. Наших запасов хватит на следующий сезон. Хмель — высококонцентрированный, расход относительно мал» — говорит Ринат Шарафутдинов.

По словам второго учредителя FAB Олега Фильчака, проблем с поставками сырья у FAB нет, запасов хмеля достаточно.

«Мы изучали российское сырье, проверяли показатели — продукция достойная. Пока не использовали ее сами, поскольку из-за географического положения Калининградской области сырье удобнее и дешевле импортировать», — объясняет Алексей Борбат.

В 2021 году в Калининградской области выпуск пива по отношению к предыдущему году увеличился на 42,8%, достигнув 462,136 тысяч декалитров. В региональном минсельхозе планируют, что в 2022 году объем производства останется на уровне 2021 года.

Как ранее писал РБК Калининград, в апреле 2021 года в России стартовал эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков. Эксперты уверены, что это позволит увеличить оборот и доход производителей. В то же время, многие бизнесмены считают, что маркировка приведет к убыткам.На время эксперимента, до августа 2022 года, маркировку напитков решили сделать добровольной.

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов