Калининград, 21 мар, 12:45

Все в шоколаде. Калининградский эксперт рассказал о катастрофе на рынке

Владелец семейного бизнеса «ШаакенДорф» уверен: до осени цены на шоколад не стабилизируются
Читать в полной версии
Фото: Архив РБК Калининград

В 2024 году молочный шоколад может вырасти в цене на 20%, а горький шоколад — на все 90%. Об этом предупреждают российские производители шоколада. По их данным, из-за стремительного взлета стоимости какао-бобов на фоне их неурожая в Западной Африке, где производится около 60% мирового сырья, на рынке России сложилась катастрофическая ситуация. Если в конце февраля за тонну какао-бобов на бирже продавцы просили около 6 тыс. долларов, то 18 марта в ходе торгов стоимость какао-бобов достигла почти 8,4 тыс. долларов за тонну, и это вдвое выше показателей конца 2023 года.

О том, как может развиваться ситуация и как она сказывается на рынке Калининграда, рассказал управляющий семейным производством «Шаакен Дорф» Александр Чуев. Он говорит, что за последние 20 лет такая ситуация возникла впервые, но проблем с поставками у производителей пока не возникает.

Фото: Александр Подгорчук

«Какао поставляют отовсюду — и из России, и из Европы. Какао-продукты не входят в состав санкционных товаров, их привозят как по морю, так и сухопутным транспортом. Из-за рубежа тоже есть прямые поставки», — сообщил Александр Чуев.

До каких пределов может вырасти в цене шоколад к концу года, он предпочел не прогнозировать — слишком много факторов на это влияет.

«Десять лет назад и сахар стоил 10 рублей (за килограмм — прим. ред.). Сегодня он стоит 70 и ты уже вроде как этому рад, потому что полгода назад были поставки и по 110 рублей. А это тоже составляющая шоколада», — объясняет эксперт.

Подорожание шоколада уже началось. Тот, что сегодня в магазинах продают по 60 — 70 рублей — продукция с уже довольно далекими датами производства, считает Чуев. Шоколадки же со свежими сроками в регионе реализуют не ниже двухсот рублей.

— Александр, главный вопрос: рост цен будет продолжаться?

По идее, да, потому что на сегодняшний момент никто не может сказать, что цены на какао-продукты прекратили расти.

— Федеральные эксперты предполагают, что к лету должно быть более-менее ясно, каким будет новый урожай какао-бобов и как он повлияет на цены.

Понятно, что прогнозы на урожай какао меняются, но в целом они пока далеко не оптимистичные, и что будет в итоге, никто не знает. Понимаете, какао-бобы — биржевой товар и то, что происходит с ценами — достаточно хаотично. Но общий тренд на повышение очевиден. Сказать, что цены упадут — наверное, нет. И насколько они еще поднимутся, тоже непонятно. Раньше колебания цен составляли от 5 до 8 евро за килограмм, сейчас это 20 евро. Более ранние колебания были менее критичными, плюс-минус 20%, сейчас — плюс 100%! Думаю, то, что цены на шоколад как минимум до осени не стабилизируются, это очевидно.

— Будете ли чем-то заменять в производстве какао-бобы? Многие российские кондитеры сейчас уже начали использовать более доступное и дешевое сырье: пальмовое или арахисовое масла, карамель. Как считаете, калининградские кондитеры придут к этому?

В этом плане я, скажем так, убежденный шоколадник в том смысле, что

по ГОСТу еще советской эпохи ты не имеешь права добавлять что-либо в какао-продукты. Пальма — это замечательный жир, но как по мне, это не должно быть связано с шоколадом. Курица — это не свинина, и говядина — это не курица. Нельзя ничего поменять… Если это шоколад, то это должен быть шоколад.

— Когда закончатся запасы, в регионе могут уменьшиться объемы выпуска шоколада или наши кондитеры начнут менять ассортимент в пользу изделий без какао?

Понимаете, все кондитеры работают на разных продуктах, и понятно, что где-то шоколад можно поменять на что-то другое, где-то нельзя. Опять же, все зависит от человека, насколько человек будет готов. <...>. То есть, здесь все зависит от того, насколько мы хотим добиться чего-то вкусного и замечательного. Опять же, можно съесть 50 грамм шоколада, а можно съесть 100 грамм, но только немного другого качества. Тут уже от человека зависит, от его вкуса. И шоколад бывает разный, 65, 70, 80, 90, 99% какао. Но чем больше какао продукта в шоколаде, тем он будет дороже.

— Скажите, какая сегодня окупаемость бизнеса у калининградских шоколатье? Насколько выгодно заниматься кондитеркой?

На самом деле я как производитель не могу сразу поднять цены в 2-3 раза. Понятно, это делается постепенно. Опять же, за счет чего? За счет рентабельности и внутренних резервов. У меня есть какие-то запасы прочности, и я за счет этого делаю переоценку не на 200%, а на 30 — 50. То есть стараюсь поднимать цены постепенно. Но говорить за всех я не могу, у всех разный подход. У меня подход такой, что мы — клиентоориентированная компания Если брать статистику за последние два года, у нас товары подорожали максимум на 20%. Но в марте мы были вынуждены поднять цены.

— Меняются ли на калининградском рынке спрос и предложение на шоколад или это стабильные показатели?

Эти показатели вообще постоянно меняются. Здесь нельзя однозначно что-то сказать. Вот, например, в 2008 году, когда в стране случился такой легкий финансовый кризис, шоколада больше ели или меньше? Как шоколатье могу сказать, что столько шоколада, как в тот год, я не делал никогда. Опять же, когда была пандемия в Европе был очень высокий спрос на шоколад, потому что у людей, судя по всему, был огромный стресс и они либо пили, либо заедали стресс шоколадом. Поэтому здесь что-то прогнозировать — дело неблагодарное.

Как писал РБК Калининград, калининградские производители будут экспортировать шоколад — в Китай, а детское и спортивное оборудование в Монголию.

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Как привлечь пользователей в приложение — опыт финтехсервиса Avosend
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов