Калининград, 22 июл 2022, 11:15

Жители Бранево рассказали о жизни после закрытия границ с Калининградом

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

После закрытия границ с Россией жители польского города Бранево жалуются на экономический кризис от антироссийских санкций. Об этом пишет портал Balkan Insight.

Эффект от санкций

Самым большим преимуществом Бранево всегда была его близость к границе с Калининградом.

«Терминалы обеспечивали рабочие места и для субподрядчиков, которые проводили уборку, транспортировку или оказывали кейтеринговые услуги. <...> Они также способствовали динамичному развитию города, что было доказано ростом спроса на новое жилье. Вместе с запретом [на транспортировку] угля вся эта цепочка была разорвана», — сказал мэр города Томаш Селицки.

Раньше на перевалочных терминалах Бранево стояли очереди из вагонов, заполненных углем. Теперь площадь стоит наполовину пустой — небольшие кучи угля ждут, когда их заберут последние клиенты. Оборудование, в том числе гигантская линия сортировки угля, купленная в прошлом году, стоит без дела.

«В истории нашей компании были различные спады. Но раньше никогда не было так плохо», — говорит генеральный директор одного из шести грузовых терминалов в Бранево Polfrost Дариуш Левко.

По его словам, на российский уголь, приходилось около 70 процентов грузов, обрабатываемых терминалами Бранево. В 2020 году Польша, наиболее зависимая от угля страна в Европейском союзе, импортировала 72% угля из России, или около 15% объемов для внутреннего пользования страны.

Когда Варшава запретила российский уголь и другие продукты в отместку за военную спецоперацию России в Украине в начале апреля, Бранево погрузилось в кризис.

«Мы смогли сохранить около 95 процентов наших сотрудников, но нам пришлось сократить зарплату на 30 процентов», — комментирует Левко.

По его словам, во всех шести терминалах из более чем тысячи рабочих около 300-400 человек потеряли работу.

Закрытые границы

Сегодня, когда счета за электроэнергию и ставки по ипотечным кредитам стремительно растут, многие здесь вспоминают время, когда терминалы, разгружающие российский уголь, обеспечивали стабильную, хорошо оплачиваемую работу, а россияне ходили по магазинам в Бранево. Поляки, в свою очередь, ездили в Калининград за дешевым топливом и сигаретами.

«Все гудело, все были счастливы, люди зарабатывали деньги, жили нормально и строили новые дома, новые магазины. А потом пришел Ярек и все это закрыл», — вспоминают собеседники журнала, имея в виду лидера партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского.

«[Благодаря русским] Бедронка в Бранево имела самый высокий оборот во всей стране, а сейчас она работает очень плохо», — говорят они о польской сети дисконтных супермаркетов.

«Там были очереди на 2-3 километра. Все было полно жизни; было два обменных пункта, три бара, большая парковка», — рассказывает работник пограничной службы Войцех Пьетшак, указывая на закрытый пункт пропуска в деревне Гроново. О русских из Калининграда он сказал: «Они такие же европейцы, как и мы. В этом регионе не было такого понятия, как «русофобия».

Как писал РБК Калининград, ранее правительство Польши разработало программу «дерусификации экономики», которая предусматривает, в том числе, отказ от российского газа и нефти.

 
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как при релокации не получить штраф в России
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока