Калининград, 23 окт, 13:37

Владелец «Ушаковских верфей» задумался о переносе бизнеса

По словам Виктора Лидера, из центральной России работать намного проще
Читать в полной версии
Фото: архив журнала "Королевские ворота"

Калининградскому судостроительному бизнесу сложно конкурировать с производителями материковой России. Работу в самом западном регионе помимо логистических сложностей осложняет и 78 режим свободной таможенной зоны. Глава ООО «Ушаковские верфи», член Правления Ассоциации иностранных инвесторов Виктор Лидер в разговоре с РБК Калининград признался, что думает о переносе бизнеса на территорию «большой России».

Таможенная процедура свободной таможенной зоны (так же: ИМ78, ЭК78) – процедура, используемая для отечественных и импортных товаров, которые в соответствии с процедурой размещаются и используются исключительно в пределах территории свободной экономической зоны (СЭЗ).

«У нас очень сложный регион. Все наши заказчики находятся в центральной России, оттуда же идут все комплектующие. И вот эти процессы 78-го режима, идентификации и так далее, очень усложняют нам жизнь. Никто из наших конкурентов таких проблем не имеет. А у нас кроме логистики, очень дорогой логистики, производители должны идентифицировать все материалы и комплектующие на ввозе в регион, а после — еще раз на вывозе. Это стоит больших денег, и мы на рынке уже не можем конкурировать с другими предприятиями, которые находятся в других экономических зонах Российской Федерации», — объясняет предприниматель.

Сталь, которую раньше ввозили из Европы, сегодня «Ушаковские верфи» закупают в России.

«Сталь приходит к нам с пошлиной, НДС, со всеми делами. Но мы должны ее идентифицировать и после переработки доказать, и после уточнения утвердить, куда мы утилизировали куски, которые остались, что мы сварили из этой стали. И при вывозе нужно еще раз идентифицировать и доказать: вот в этом корабле эта сталь. Ее еще осталось 28 килограммов, которые мы сдали на металлом. Но это бред. Так работать нельзя», — категоричен Лидер.

Он говорит, что окончательное решение по поводу переноса пока не принял, но уже присматривает площадки в России.

«Мы пока не собрались уезжать, но я не исключаю такой вариант и езжу, присматриваю площадки, веду переговоры», — комментирует бизнесмен.

Виктор Лидер уверен: логично и правильно было бы сделать так, чтобы российские товары не нужно было идентифицировать на таможне. Но чтобы дело сдвинулось с «мертвой точки», решение должно исходить от федеральных властей.

«Надо отменить 78-й режим СТЗ или оставить его только для тех производителей, кто получает комплектующие из-за рубежа. Вот пусть они доказывают их происхождение и отчитываются. А мы, покупая товар в России, должны почему-то его идентифицировать и потом идентифицировать при вывозе. Это очень сложная, корявая процедура, никому не нужная. Все от этого только стонут. И бизнес из этого региона побежит, если это не прекратится», — считает Виктор Лидер.

«Одним миром мазаны»

Эта проблема — не новость, сегодня с ней сталкиваются все региональные производители. И транслировали ее калининградские бизнесмены на федеральном и региональном уровне уже не раз.

На недавнем заседании рабочей группы комитета по налогам, тарифам и развитию ОЭЗ в Калининградской Торгово-промышленной палате (КТПП) эта тема вызвала горячее обсуждение.

Президент Ассоциации калининградских мебельщиков Евгений Перунов, например, заявил, что сегодня резиденты калининградской ОЭЗ существенно проигрывают конкурентам с «материка».

«В частности, по льготам, предоставляемым по налогу на прибыль. Да и наша «фишка» в снижении единого социального налога для резидентов до 7,6%, уже перестала быть уникальной. Но, пожалуй, самый главный наш проигрыш — в усложнившейся и подорожавшей логистике и таможенном администрировании. Мы все живем по одному Таможенному кодексу, но в российском эксклаве все по-другому. Мы «дороже» на 30% по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов, а логистика «съедает» 7,2% рентабельности», — поделился он на заседании рабочей группы комитета.

По мнению предпринимателей, нужно кардинально пересматривать условия для калининградских компаний и производителей. Генеральный директор АО «Инвестиционный металлургический союз» Олег Чернов солидарен с Перуновым: для региональных металлотрейдеров 78 режим даже вреден.

«Экспорт сейчас закрыт, «материк» из-за дорогой логистики тоже. Я за свободное перемещение грузов, которые уходят на остальную таможенную территорию России», — заявил Чернов в ходе заседания в КТПП.

Вице-президент холдинга «Автотор» Дмитрий Чемакин полагает, что для решения проблемы можно обсудить возврат к закону, по которому калининградская ОЭЗ существовала до 2016 года.

Впрочем, правительство Калининградской области подготовило предложения по совершенствованию законодательства об Особой экономической зоне в российском эксклаве. И отдельные моменты, мешающие бизнесу работать, там якобы учтены, отметили в Калининградской Торгово-Промышленной палате.

Как писал РБК Калининград, «Ушаковские верфи» полностью импортозаместили производство. В этом году компания ввела в эксплуатацию новый цех интерьерных решений и закончила строительство второй очереди верфи.

Компания «РусТрансСервис» бывшего депутата облдумы Леонида Степанюка, с лета 2023 года начавшая заниматься перевозками в «большой России», так и не вернулась на калининградский рынок. По словам гендиректора и учредителя компании Леонида Степанюка, он перегнал все машины из Калининграда и смог закрепиться на рынке общероссийских перевозок.

Pro
Почему рынки боятся Трампа и ждут роста цен на золото
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
Правильный выбор IT-архитектуры сделал Netflix лидером. Что важно учесть
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям