Круглый стол РБК Калининград: Китайцы в России оставляют деньги китайцам
«Колоссальный интерес к региону»
Рынок китайского туризма в России полон парадоксов. Согласно цифрам чиновников, трафик китайских туристов растет год от года, но распространяется он в основном на Москву, Санкт-Петербург и приграничные районы.
«В 2016 году Россию посетило 1,3 миллиона китайских туристов, из которых около 50% пришлось на Санкт-Петербург и Москву, но региональные центры туризма тоже развиваются. Китайцы много путешествуют по всему миру, и России есть к чему стремиться. В рамках государственной программы, которая была принята госкомитетом КНР на тринадцатую пятилетку, то есть 2016-2020 годы, показатель выездного потока в Россию указан в размере 5 миллионов туристов. Получается, что и китайская, и российская власть пытаются тем или иным образом создавать условия, чтобы этот процесс шел комфортней, в том числе, и для бизнеса», - говорит советник врио губернатора по развитию Калининградской области и международному сотрудничеству Алексей Игнатьев.
В Калининградской области министерство культуры и туризма не ведет статистику по китайским туристам. Но существует общая статистика въездного потока, из которой следует, что 87% приезжающих в Калининград – россияне, а 13% – иностранные граждане.
«2013 год был годом китайского туризма в России, с этого момента началась мощная динамика, - продолжает начальник отдела международной и межрегиональной туристской деятельности министерства по культуре и туризму Калининградской области Денис Миронюк. - В 2014 году наше министерство принимало участие в одной из крупнейших выставок в Шанхае, мы увидели колоссальный интерес к региону. В 2016 году к нам приезжали порядка 80 китайских туроператоров вместе с телевидением, и мы оцениваем эффект их приезда как положительный».
Получить более подробную информацию о тенденциях китайского въездного туризма в Калининград стало возможным благодаря аналитике объемов потребления услуг мобильной связи – разговоров, SMS и мобильного интернета, подготовленной компанией Тele2.
«Доля китайских туристов среди всех гостей региона – примерно 1,5%. В 2016 году мы зафиксировали трехкратный рост их количества по сравнению с прошлым годом. Когда поток китайцев в некоторые регионы России существенно увеличился, Tele2 организовала линию обслуживания call-центра на китайском. Наши операторы подробно объясняют, как пользоваться услугами, какие есть возможности и после такой консультации трафик пользователя в разы увеличивается. Мы продолжаем анализировать тенденции въездного туризма, чтобы иметь возможность оперативно отреагировать на изменения и удовлетворить потребности наших клиентов», - рассказал директор калининградского филиала Tele2 Игорь Миронов.
«Продвигать турпродукт в Китае»
Как говорят эксперты, несмотря на активность китайских туристов, весьма сложно оценить объемы их вложений в экономику регионов. Дело в том, что китайские туристы посещают Россию по программам, которые сформированы не российскими туроператорами, а китайскими компаниями, об этом рассказал эксперт из Санкт-Петербурга, туроператор «БестДрайв» Кира Журавская:
«Есть несколько крупных государственных компаний, - китайцев это притягивает, они побаиваются частников, - которые формируют запрос. Поэтому если продвигать какой-то новый продукт, то этим надо заниматься в Китае. У нас такой опыт есть. Ассоциация содействия устраивала выставку туроператоров в Шанхае, где можно было познакомиться с китайскими туроператорами, и показать им, что есть у нас. Они едут не к нам, они едут по готовым программам, а мы обязаны обеспечить их исполнение, и весь процесс похож на конвейер, когда группы проходят через определенные этапы нон-стоп: гостиница, ресторан, сувениры, экскурсия. У них это называется индустрия, но только без дыма».
Существует серьезная нормативно-правовая база - закон, регламентирующий туристическую деятельность в Китае, который очень подробно описывает детали турбизнеса. В 2000 году подписано межправительственное соглашение о безвизовом въезде китайских граждан на территорию России. Оно работает, и по экспертным оценкам, поток туристов по безвизовой программе в 2016 году составил 800 тысяч человек. Процесс организации безвизового российско-китайского обмена базируется на соглашениях 2000 года, с изменениями и дополнениями, которые были приняты в 2006 и в 2014 годах. Также действует соглашение от 1993 года, к которому был принят последний протокол 11 октября 2011 года, где в основном раскрываются вопросы обеспечения безопасности китайских граждан и их страхование.
«Организация процесса приема китайских граждан начала приобретать некоторые особенности с 2012 года, чему, на мой взгляд, немало способствовала активность некоммерческого партнерства «Мир без границ», - рассказал председатель Совета Ассоциации содействию русско-китайскому туризму в Санкт-Петербурге Юрий Цуркан.- «Мир без границ» планировался как организация, скажем так, нашей «мягкой силы» в Китае, но впоследствии она трансформировалась в организацию, которая представляет «мягкую силу» Китая в России. И это уже привело к определенным последствиям, например, в Санкт-Петербурге развивается тема нелегальных гидов-переводчиков. В прошлом году компаниям из Ассоциации гидов-переводчиков предложили зарегистрироваться в некоммерческом партнерстве «Мир без границ», получить аккредитацию и работать сопровождающими. Более того, это было в указании, которое пришло из федерального агентства Ростуризм. Позднее выяснилось, что китайцы посчитали, что наши гиды стоят достаточно дорого - минимальная расценка около 100 долларов в день, и некоммерческое партнерство предложило использовать китайских граждан в России в качестве сопровождающих, тем самым пойти навстречу китайскому бизнесу и снизить расценки. Чем это грозило нам? В 2011 году Россия вступала в ВТО, мы подписали протокол Марракешского соглашения, и в соответствии с ним было оговорено, что специальность «гид-переводчик» подлежит замещению исключительно гражданами РФ, это наше национальное достояние. После предложения «Мира без границ» все туристическое сообщество пришло в недоумение. А после того, как эти сопровождающие стали агрессивно имплементироваться, началось недовольство. В результате составлено обращение в Совет Федерации и президенту».
Эксперты из Санкт-Петербурга озвучили еще одну проблему, которая коснулась их во время работы с туристами, приезжающими по программе безвизового въезда.
«Да, у нас действительно есть межправительственное соглашение, по которому каждый туроператор, который имеет право принимать туристов из Китая, может оформлять им безвизовый въезд, - продолжает Кира Журавская. - Мы собрали все документы, отдали их в Ростуризм, был издан прекрасный приказ, по которому мы признаны компанией, имеющей право заниматься безвизовым приемом, но механизм не дает. Я написала кучу писем, больше, чем своей маме, с просьбой определить механизм [безвизового въезда]. В ответ мне рассказывают про систему SIS, которая законодательно никак не регламентирована, создана по инициативе Ростуризма и передана в частные руки собственника некоммерческого партнерства «Мир без границ». Что нужно сделать, чтобы попасть в эту систему SIS, непонятно. Только после двухлетней переписки с Ростуризмом нам наконец-то дали разрешение оформлять безвизовый въезд для туристов из Китая. Я хочу еще раз обратить внимание, что процесс занесения в систему SIS, с которой работают китайцы и через которую отправляют к нам туристов, коррумпирован. И если этот вопрос не решить, можно сколько угодно улучшать авиалинии и автобусные маршруты, но это не приведет к результатам. Моя компания потеряла миллион долларов на том, за что платить не должна».
В Калининграде де-факто семь туроператоров включены приказом Ростуризма в список компаний, имеющих право работать по программе безвизового въезда. На практике это им ничем не помогает. Решить проблему может только консолидированная позиция участников рынка, посчитали эксперты туристического рынка.
По опыту работы с китайскими туристами участники дискуссии выяснили, что в Калининградской области у них есть интерес к Кафедральному собору, янтарному комбинату, исторической фортификации и Куршской косе. Кроме того, у министерства туризма и культуры есть предложение развивать не отдельные туристические маршруты, а комплексные программы, и комбинировать Калининград как туристическое направление с другими регионами.
«Мы подумали, почему бы нам не объединить усилия с российскими и европейскими коллегами и не создать тематические туристические маршруты, включающие Калининград, Санкт-Петербург, Польшу и Литву. Тем более что месторасположение Калининградской области этому способствует, - говорит Денис Миронюк. - Несколько лет назад наши переговоры с туристическими компаниями Санкт-Петербурга по этому вопросу не привели к результату. Возможно, потому что мы не предлагали создать новый продукт».
«Влияние серых схем»
Сейчас калининградское министерство разработало новый туристический продукт - программу «Балтийские янтарные кольца», которая представляет собой маршрут из нескольких городов, связанных с янтарной отраслью. Руководитель ювелирной студии «Дарвин» Вячаслав Дарвин посоветовал обратить внимание на поток Гданьск – Клайпеда - Калининград - в этих направлениях активно раскручивается янтарный путь:
«Янтарь – одна из точек притяжения китайских туристов. И есть большие проблемы с качеством продукции, которую предлагают китайскому туристу. Недавно приезжал представитель китайского правительства, который хотел наладить возможность приобретения на территории области изделий из янтаря и сырья, но для этого необходимы соответствующие условия. Даже в Калининграде купить качественный природный янтарь становится достаточно проблематично, поскольку технологии растут, и к натуральному янтарю подмешиваются ненатуральные материалы. Я думаю, мы можем воспользоваться опытом якутского бриллианта и создать особый документ, подтверждающий его подлинность».
По славам Вячеслава Дарвина, янтарная жила Санкт-Петербурга уже давно не принадлежит российским производителям - китайцы активно создают серые схемы вокруг потока своих туристов.
«Рядом с традиционными магазинами, торгующими янтарными изделиями, появились точки, принадлежащие китайцам: магазины по 1000-2000 «квадратов». И к ним везут китайских туристов, и продукция, которая выставлена там, – она из Китая! Это приводит к дискредитации балтийского янтаря. Купил турист в таком магазине изделие в подарок своему шефу, возвращается домой, а там ему говорят: «Это не янтарь». Турист обращается в лабораторию, и выясняется, что он купил пластмассу за 15 тысяч долларов. А все потому, что для дилетанта китайца главное денег заработать. Другой пример. После приезда китайских журналистов моя компания стала хорошо известна в узких кругах, китайцы стали находить меня по бирке, которую, согласно законодательству, я должен разместить на всех изделиях. Они показывают фотографию, хотят купить, а я в первый раз в жизни вижу продукцию, маркированную моими бирками! Кроме того, стоимость изделий в некоторых точках продаж невероятно высока, потому что 70% выручки от приезда китайской группы отдается гиду, который эту группу привез. Наценка в салонах достигла 5000%».
Чтобы сократить влияние серого бизнеса и выдержать ценовую конкуренцию с янтарным комбинатом, переработчики янтаря создали свою общественную организацию, которая будет сертифицировать продукцию.
Одна из главных проблем Калининграда, не улучшающая туристическую привлекательность для китайских туристов, - отсутствие прямого авиасообщения. Кроме того, участники калининградского рынка подтвердили, что есть и другие проблемы.
«Когда мы принимали большую группу туристов из Китая, гида-переводчика пришлось приглашать из Москвы. Приглашение неместных специалистов – удовольствие дорогое. Мы оплачиваем транспорт, проживание и гонорар в размере 100 евро в день. Еще одна проблема – отсутствие транспорта туристического класса. Привезти, закупить и содержать его накладно, потому что у нас есть пошлины, таможенный и утилизационный сбор – около миллиона на большой автобус», - говорит генеральный директор турфирмы «Янтарная мозаика» Карен Галстян.
Как отмечают отельеры, китайские туристы в основном выбирают дорогие отели, для них важен комфорт, поэтому к инфраструктуре они относятся очень трепетно.
«Китайские туристы не селятся в несерьезных отелях, в этом мы убедились. Тот китаец, который может позволить себе долететь до Калининграда через весь континент, не пойдет в какой-то отель сомнительного качества», - говорит менеджер по приему иностранных туристов турфирмы «Универсал-Тур» Анастасия Сус.
Не менее важная проблема, чем отсутствие прямого авиарейса и переводчиков, которую трудно решить компаниям, обслуживающих китайских туристов, – несовместимость платежных систем.
«Они приезжают с картами, которые мы не можем принять. Приходится просить их идти к банкомату и снимать наличные в рублях, - рассказала менеджер по управлению отелем «Ибис Калининград центр» Анахита Ардвисура. - Есть и другая проблема. Китайцы – это отдельный такой народ, который не сказать что уважительно относится к нашим законам. Есть проблема с курением, они игнорируют требование не курить в номерах, хотя подписывают документ с правилами проживания в гостинице. В коридорах пахнет сигаретами, гости жалуются, и это реально отражается на нашей репутации. Кроме этого, гостиница несет убытки, прокуренные номера выходят из продажи минимум на два дня, в течение которых проводится полная уборка».
Действительно, чтобы китайский турист приезжал с удовольствием, необходимо уже сейчас подготовить платформу, которая подстрахована со стороны региональных властей, отметили участники дискуссии.
РБК Калининград благодарит за содействие в проведении круглого стола компанию Tele2.