Польза от офшора. Глава Корпорации развития ответил профессору МГУ
Экономический эффект от деятельности резидентов Специального Административного Района (САР) на Острове Октябрьском в Калининграде в макроэкономическом смысле выглядит минимален, а для региона он вполне значителен. Глава Корпорации развития Калининградской области Андрей Толмачев прокомментировал выступление на конференции «Рубежи России» российского экономиста-регионалиста, профессора МГУ Натальи Зубаревич.
Напомним, 23 августа в Светлогорске, реагируя на сказанное в докладах министром экономического развития региона и главой Корпорации развития, Наталья Зубаревич посоветовала областным властям не строить иллюзий относительно пользы для региона от резидентов САР.
«Про САР... я вас умоляю! Там большие, глобальные ребята просто сядут, чтобы можно было минимизировать налоги. Счастья они Калининградской области не сделают точно. Потому что они зарабатывают другим и в других местах. Это федеральные киты. Может, благотворительность какую [организуют]», — заявила Зубаревич.
«Считаю, что мы друг другу не противоречим», — сказал Андрей Толмачев в разговоре с РБК Калининград. И пояснил, что в своем докладе отмечал, в том числе, то, что Специальный Административный Район работает как маркетинговый инструмент и помогает продвигать регион.
«Статистика показывает, что регистрация на территории Калининградской области иностранным холдинговым компаниям интереснее, чем на острове Русский на Дальнем Востоке. Это — плюс. Второе преимущество того, что у нас есть САР, связано с эффектами и результатами. Сколько мы затратили для того, чтобы этот инструмент заработал? Ноль рублей с точки зрения бюджетного финансирования. А получили мы, по состоянию на первое полугодие 2021 года, за все время существования (2019, 2020 и половина 2021 года) налоговые платежи по всем участникам 1,6 млрд рублей.
Если смотреть ежегодные поступления в бюджетную систему России от деятельности хозяйствующих субъектов Калининградской области, то естественно, резидентами САР уплачено менее 1%. Но тем не менее, это — деньги, которые идут на развитие региона. В консолидированный бюджет Калининградской области пришло 720 млн налоговых платежей. То есть, в пересчете на социальные объекты, благодаря резидентам САРа мы получили средства на строительство одной условной школы.
Мне кажется, при нулевых затратах это существенный результат, особенно для Калининграда, куда поступает НДФЛ».
Механизм новый, развивающийся, как бы скептически сегодня к нему ни относились, говорит Толмачев. В законопроекте по донастройке налогового режима в САР, который Минфин России обещает подготовить до конца года, есть и предложения, которые касаются социальных и инфраструктурных инвестиций. (Если резидент САРа направит более 300 млн рублей на инфраструктурные проекты или социальные обязательства, он получит дополнительные льготы по налогу на прибыль).
«Это пока законотворчество. Но если законопроект будет реализован, там в этих пакетах есть также дополнительные требования по присутствию органов управления на территории (substance). Это, как мы выражаемся, реальные рабочие места с реальными заработными платами и реальными квадратными метрами. Если это все на уровне РФ будет закреплено законом, то, как мне видится, мы можем получить новый вид экономической деятельности, связанный с управлением холдинговыми компаниями — это та деятельность, которая набирает обороты. Это тренд, на который нельзя не обратить внимание. Ну и еще одна история — это интересное для нас совмещение режимов свободной таможенной зоны, особой экономической зоны и САР. У нас такой проект есть — это АО «Отисифарм Про» (строительство фармацевтического завода в индустриальном парке «Храброво»). Это вот та новая экономика с инвестициями и новыми рабочими местами, которая пришла в продолжение перерегистрации юридического лица в режим САР", - резюмировал Толмачев.
Ранее РБК Калининград публиковал некоторые самые яркие и важные высказывания Натальи Зубаревич на конференции «Рубежи России» в Светлогорске.