Калининград, 25 мар 2022, 13:30

Быстрее и шире. В Калининграде развивается рынок электросамокатов

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

С наступлением тепла крупные кикшеринговые компании в Калининграде начали новый сезон. В этом году для жителей региона доступно несколько тысяч электросамокатов, в том числе, от федеральных сервисов. Как развивается кикшеринг в регионе разбирался в мартовском номере журнал «Королевские ворота» (все комментарии участники рынка давали до 24 февраля 2022 года - прим. РБК Калининград).

По статистике, в прошлом году только самокатами Urent в регионе воспользовались не менее 50 тысяч человек. Суммарно они совершили более 150 тысяч поездок. Калининград стал одним из 15 самых активных городов по использованию этого сервиса.

В 2021 году в регионе заработала кикшеринговая компания «Карусель», которая стала резидентом Особой экономической зоны и привлекла в свой проектболее 60 млн инвестиций.

Совладелец калининградского представительства BusyFly Александр Шаповалов отмечает, что компания старается развивать кикшеринг скорее как транспорт, а не как развлечение.

«Развлечением рано или поздно пресытятся.

Проводили небольшое исследование, оно показало, что если использовать самокат на небольшие расстояния в две-три остановки, выходит быстрее и дешевле, чем перемещаться на автобусе.

В некоторых районах, где автомобили часто стоят в пробках или ремонтируются дороги, аренда самоката обойдётся дешевле, чем поездка на такси. Пока я бы оценил соотношение транспортных и развлекательных поездок в 50 на 50», — поясняет предприниматель.

Инвестиции

По словам Ильи Тимаховского из Urent, в Калининграде сервис запускался с парком более, чем тысяча самокатов, в которые инвестировали 35-40 млн рублей.

«Окупить средства за один сезон реально, но лучше закладывать два. На доходность бизнеса влияет множество факторов, включая инфраструктуру, число жителей и туристический поток. Чем больше жителей, тем больше объём рынка. Климат влияет на продолжительность сезона.

Скорее всего, в Калининграде будем работать до декабря, тогда как в большинстве городов центральной России к этому времени прокат уже закрывается. Но есть и другие примеры — Адлер и Сочи, где сезонность круглогодичная», — объясняет Тимаховский.

В Калининграде сложился стабильный конкурентный рынок кикшеринга, а окупить затраты удастся, скорее всего, не через сезон, а через полтора, говорит директор по инвестициям сервиса «Карусель» Сергей Четвериков.

Сервис BusyFly в 2020 году из-за отсутствия конкурентной среды потратил на запуск около 3 млн рублей. Купили 50 самокатов и взяли кредит на текущие расходы в первые месяцы деятельности.

«Сейчас запуск на такую сумму не даст эффекта, потому что конкуренция очень большая.

Чтобы зайти на рынок, необходимо минимум 200 самокатов. Они нуждаются в постоянной починке, это нужно учитывать. Два раза в сезон приходится весь парк переклеивать — цифра немаленькая.

В прошлом году мы были на рынке одни, собирали сливки. Этот сезон вышел не таким радужным, как мы себе представляли, — ни одной копейки в карман не положили от этого бизнеса. Если бы для меня и партнёров кикшеринг был основным проектом, мы бы сейчас травку щипали», — отмечает Александр Шаповалов.

Конкуренция

Владелец компании Samocat Sharing по производству зарядных станций для проката электро­самокатов и сигвеев Василий Быков объясняет привлекательность Калининграда для запуска кикшеринга низкой конкуренцией и небольшим объемом инвестиций по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом.

«Поскольку у нас самый большой парк в Калининграде, конкуренцию здесь мы не сильно чувствуем. Есть более конкурентные города, где другие игроки «отъе­дают» у нас часть поездок. Нам интересно удерживать лидерские позиции», — уверен Илья Тимаховский из Urent.

«Мы заключили договор, за свои деньги сделали всю инфраструктуру под самокаты. Вложили в неё больше миллиона рублей. По нашему договору в Зеленоградске больше никто не имеет право ставить свои самокаты. Наши главные конкуренты — это Urent с тысячей самокатов. Чтобы отстроиться от них, нужно увеличивать количество самокатов», — говорит совладелец BusyFly.

По словам владельца сети магазинов «Планета спорт» Александра Гладышева, в прошлом году продажи бытовых электросамокатов немного увеличились по сравнению с 2020 годом.

«У наших коллег - [компании] «Две пятёрки», которых я считаю лидерами в этой области, продажи, напротив, упали примерно в два раза.

По спросу сильно ударили разговоры об изменении правил использования самокатов, люди испугались и отложили покупку. Если будут приняты серьёзные ограничения, продажи ухудшатся. Так уже было со скутерами.

По моим ощущениям, популярность электросамокатов остаётся примерно одинаковой. При этом за последнее время их количество на Верхнем озере увеличилось раза в три. За счёт этого растёт совокупная выручка сервисов. Наша, по подсчётам, осталась на том же уровне», — говорит Гладышев.

В прошлом году в Калининградской области на фоне увеличения туристического потока стала расти популярность проката электросамокатов. Как в регионе устроена эта сфера и сколько можно на ней заработать, рассказали предприниматели — в материале РБК Калининград.

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Ваша компания разваливается: какие сигналы на это указывают
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии