Глава ИТ-кластера Северо-Запада: «Уезжают пораженные вирусом западенства»
Начало спецоперации на Украине и введение санкций спровоцировали эмиграцию из России за рубеж ИТ-специалистов и компаний. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в первую волну уехали 50-70 тысяч, а во вторую, в апреле ожидается отъезд еще 70-100 тысяч человек.
Правительство РФ быстро предложило айтишникам пакет господдержки. В частности, российским ИТ-компаниям пообещали гранты до 250 млн рублей на доработку своей продукции. Проекты должны касаться использования искусственного интеллекта, квантовых сенсоров, сетей 5G, новых поколений микроэлектроники.
Ровно год назад в Калининградской области был зарегистрирован Международный кластер информационных технологий Северо-Запад. Калининград был первым городом в его географии, дальше были планы по Санкт-Петербургу, Мурманску и другим регионам СЗФО. На фоне сегодняшних событий РБК Калининград решил побеседовать с его руководителем, Антоном Филимоном и выяснить, как меняется отрасль в регионе.
«Изменился мир, сама по себе ИТ-отрасль, конечно же, не изменилась. Изменились реалии, в которых оказались не только ИТ-специалисты. Проявилось много факторов, которые упускались в недавнем прошлом. Один из них—воспитание, ценности, основанные на любви к Родине и патриотизме», — говорит Филимон.
Он сетует, что целое поколение айтишников выросло в тесном взаимодействии с технологичными западными компаниями, на западном софте и с западным оборудованием. Поэтому сегодняшняя эмиграция — результат слома привычной для многих системы, своего рода шок.
«Айтишники ведь — интроверты, люди с тонкой душевной организацией. И нам надо выучить этот урок, и работать с ними, успокаивая и объясняя, что запад не тот, кем представляется. Да, сейчас идёт процесс релокации кадров в другие страны.
Кто уезжает? Есть конечно идейные, поражённые вирусом «западенства», а есть и те разработчики, кого «насильно» переселяют западные компании из России. В давлении на сотрудников большую роль играет материальная составляющая. Обещают оплатить перезд для членов семьи, аренду жилья на первый месяц, оформить медицинскую страховку и сохранить зарплаты, а зарплаты у айтишников сейчас не маленькие — по 3-5 тысяч евро», — продолжает глава кластера.
Он предполагает, что в этом году отток будет меньше, чем в 2014-2015 годы и в пандемийные 2020-2021.
«Да, среди них будет много ценных кадров, и в этом смысл западных охотников за головами. [...] Возможно, в ближайшее время многие захотят вернуться — как говорится, не стоит путать туризм с эмиграцией. Я сам большую часть своей сознательной жизни проработал за границей, но моя русская ментальность всегда тянула меня на родину.
Не знаю, что подразумевают СМИ под второй волной эмиграции, но на мой взгляд это нагнетание излишней нервозности в погоне за привлечением аудитории. Кто уехал, тот уехал. Наши опросы показывают, что 85,9% останутся в России».
Эти российские показатели отражают ситуацию и в Калининградской области, комментирует Антон Филимон.
«Последствия от этого не самые приятные, но и, как видите, вовсе не критические. Как это влияет на работу ИТ-Кластера? Я бы сказал, что очень позитивно.
Прибавилось работы, появились желающие присоединиться к кластеру, кто ещё в прошлом году отмахивался от нас. Все понимают, что пришло время обьединяться, объединять усилия, поддерживать и помогать друг другу.
Кстати о поддержке. Как руководитель кластера я вхожу в состав комитета ИТ-ассоциаций по взаимодействию с правительством РФ. Как только был подписан указ о признании республик Донбасса, в комитет поступил документ с опросом по поводу мер поддержки ИТ-отрасли. Практически все меры, которые мы обсудили и подали обратно, были приняты. А это достаточно обширный список, который на мой взгляд открывает очень хорошие возможности для отечественных компаний, и важно не упустить этот шанс», — резюмирует эксперт.
Ранее РБК Калининград писал, что кризис, вызванный введением антироссийских санкций и геополитическим напряжением, Калининградская область будет переживать тяжелее, чем другие регионы России. Российский экономист, профессор, специалист в области социально-экономического развития регионов МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич объяснила, почему.