Самый эмоциональный бизнес. Куда смотрит индустрия развлечений в регионе
500 млн рублей в этом году российские регионы смогут потратить на кинопроизводство. Почти половина запланированной в федеральном бюджете суммы — 200 млн — пойдет на рибейты (компенсация кинокомпаниям части средств, потраченных на съемки — прим. РБК Калининград). Об этом в начале июня, на Петербургском Международном Экономическом Форуме сообщила директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Светлана Максимченко.
«Это небольшие деньги в объеме кинопроизводства, но это большой шаг вперед, год назад было меньше», — сказала она.
Половину всех бюджетных средств, которые правительство России выделяет субъектам на рибейты, получает Калининградская область. На Петербургском экономическом форуме регион наравне с Краснодарским краем был отмечен как лучший в России по поддержке киноиндустрии по итогам 2020 года.
«База у нас 20% (затрат), плюс мы до 40% можем навернуть количество денег, если выполняются определенные условия: например, если вы делаете премьеру в Калининградской области, если берете наш персонал для работы на съемочной площадке», — делился опытом на ПМЭФ министр по культуре и туризму области Андрей Ермак.
«Наша задача — создать постоянную кинотусовку в Калининграде, чтобы постоянно приезжали известные люди. Нам нужны их инстаграмы, их социальные сети, их впечатления. Они — мироинфлюенсеры, они — лидеры мнений, они — те люди, которые позиционируют, насколько им круто в Калининградской области», — считает Ермак.
С 2021 года в регионе начали компенсировать затраты производителям музыкальных клипов и рекламы, в перспективе рассматриваются и мультипликаторы. Рибейты — первый шаг, отправная точка в развитии собственного кинопроизводства. Кроме государства помочь в этом деле может крупный бизнес.
Напомним, в марте власти Калининградской области заявляли, что планируют построить кинопавильоны для круглогодичных съемок и что переговоры по созданию кинопавильонов ведут с компанией «Кинополис».
Студию «Кинополис» как «точку роста» сегодня активно использует для развития компания МТС, которая два месяца назад вышла на рынок с новым брендом онлайн-кинотеатра — KION.
«Рынок вынуждает нас быть все время на острие. Появляются новые сервисы и услуги. После телевидения мы сразу вышли на передовую в киберспорт, а потом в сериальную и киноиндустрию. Кино — это самый эмоциональный бизнес. Мы запустили онлайн-кинотеатр KION — наш новый продукт — и одновременно стали одним из самых серьезных заказчиков в мире кинематографа и сериального производства. Некоторые контентные тайтлы мы продюсируем и производим сами, другие — делаем совместно с партнерами», — объяснил в разговоре с РБК Калининград президент МТС Вячеслав Николаев.
Выступая на сессии Петербургского международного экономического форума «Кинокластеры и кинопроизводство — точка роста. Тактика и стратегические изменения», глава компании подтвердил, что первые шаги в кинематографии и кинопроизводстве МТС делает, в том числе, в регионах.
Например, в 2021 году дочерняя структура «МТС Медиа» в рамках онлайн-кинотеатра KION начала выпуск собственного и со-продюсируемого оригинального контента линейки KION-originals — художественных и документальных фильмов. Таланты для создания кино ищут, в том числе, в регионах. В ноябре 2020 «МТС Медиа» запустила программу прямых инвестиций в кинопроизводство. Объем запрашиваемого финансирования может составлять не более 50% от бюджета картины.
«Мы отсмотрели больше сотни заявок в рамках программы инвестирования, восемь проектов уже находятся в производстве, активно движемся в направлении производства и выпуска собственного контента», — рассказал Вячеслав Николаев.
В 2021 году, на втором этапе программы инвестирования, решено двигаться в направлении создания семейного кино. Этот тренд сейчас поддерживается на государственном уровне питчингами и другими стимулирующими инструментами.
«В первую очередь на второй этап нашей программы инвестиций в кинопроизводство мы приглашаем кинокомпании, которые готовятся к защите проектов в Фонде кино. После рассмотрения и отбора заявок контентным комитетом «МТС Медиа» мы совместно с компаниями сможем представить семейное кино на грядущих питчингах», — отметил генеральный директор МТС Медиа Игорь Мишин.
О планах по развитию собственной сети концертных площадок в регионах представители МТС также говорили на ПМЭФ. Покупка в 2018 году билетных операторов стала отправной точкой для этого. Концертная деятельность и билетный сервис сегодня составляют основу выручки «МТС Энтертейнмент». Компания готова организовывать и региональные гастрольные туры
«Мы заинтересованы в том, чтобы открывать площадки с региональными кластерами, что позволит выстраивать гастрольную деятельность наиболее эффективно. Важно, чтобы артист имел возможность заключить с нами единый контракт, по которому мы сможем организовать тур, обеспечить во время тура в каждом регионе площадку с одинаково высоким качеством света и звука, предложить спонсорские интеграции. В краткосрочной перспективе мы не планируем строительство площадок с нуля, сейчас нас интересуют готовые объекты, которые мы могли бы доработать с точки зрения клиентского опыта.
Но любое партнерство важно не только для непосредственных участников процесса, но и для региона в целом — это дополнительные инвестиции, создание современной инфраструктуры, которая делает город привлекательным для проведения масштабных мероприятий, привлекает туристический поток в регион», — рассказал журналистам генеральный директор «МТС Энтертейнмент» Михаил Минин.
Ранее РБК Калининград писал, что до 2023 года компания МТС намерена инвестировать в Калининградскую область 750 млн рублей. Деньги пойдут в первую очередь на развитие цифровой инфраструктуры региона. Президент компании Вячеслав Николаев и губернатор Антон Алиханов 4 июня подписали соответствующее соглашение на Петербургском международном экономическом форуме.