Калининград, 25 окт 2023, 11:30

В Калининграде вызовы бешеные. Зубаревич о турбулентности в РФ и регионе

В ситуации экономической турбулентности, в том числе, при повороте на восток, выиграют не регионы, а структуры. И, как водится, за многое заплатит потребитель, считает российский экономист.
Читать в полной версии
(Фото: Фото: Михаил Гребенщиков, РБК)

Известный российский экономист Наталья Зубаревич досчитывает показатели социально-экономического развития регионов по итогам девяти месяцев 2023 года. Чтобы понимать, что происходит и чего с большой долей вероятности стоит или не стоит ждать дальше, редакция «РБК Регионы» организовала онлайн интервью с Натальей Васильевной.

Вопросы на этой встрече задавали наши коллеги из Санкт-Петербурга, Приморья, Новосибирской области, Татарстана, Башкортостана и мы — редакция РБК Калининград. Зубаревич рассказала, как меняется ситуация в экономике и попутно прокомментировала некоторые общие для всех проблемы — дефицита и роста цен на дизтопливо, роста цен на курятину и историю с зерном.

Наталья Зубаревич родилась в 1954 году. Доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ, главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. В качестве руководителя и исполнителя участвует в программах Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты, а ранее и в международных проектах и программах, в том числе, в проектах программы развития ООН, Московского бюро Международной организации труда и других. Читает лекции в университетах и органах государственной власти Казахстана, Киргизии, Азербайджана и других стран. Зубаревич известна как автор теории «четырех Россий»: крупные городские агломерации, города с населением до 250 тыс. человек, поселки городского типа, национальные республики Кавказа и Сибири.

Пойдем от частного к общему — от ситуации в Калининградской области к ситуации в России и начнем с некоторых цифр. Кстати, эксперт подчеркнула, что все статистические данные, которые она использовала в разговоре, взяты в Росстате, а цифры по бюджетам — в системе «Электронный бюджет» Федерального казначейства.

Калининградские минусы и плюсы

— Наталья Васильевна, насколько экономика Калининградской области восстановилась после санкционного удара? У нас звучат очень разные данные — от информации, что полностью восстановилась или почти восстановилась до того, что совсем нет. Ваша оценка какая?

Ну что, плакать будем вместе. Промышленное производство в обработке минусовое, -10%. Непродовольственная торговля не восстановилась, хотя она уже во всей стране за счет летнего роста вышла в плюс, а в Калининградской области -2%. По вводу жилья Калининград просел жутко, на 11 с лишним процентов. Общепит пашет: +19%, хорошо, все-таки туристы продолжают ехать. Если мы возьмем региональный бюджет, то видим, что доходы снизились на 3%, расходы на нацэкономику -1%.

— Недавно на бизнес-форуме власти региона озвучили цифры, подтверждающие резкий, многократный рост самозанятых по итогам 2022 года и в 2023 году. Это хорошо? Что это вообще дает нашей экономике?

Вы исторически — регион с одной из самых высоких в процентом отношении долей занятых в малом бизнесе. Ну, вы же помните все эти перегоны автомобилей и прочее. Потом этот бизнес перестроился, стал больше делать внутри региона... Рост по самозанятым — хорошо. Но здесь нужно учитывать одну маленькую деталь. Вот мне рассказали про ситуацию с самозанятыми в Москве и Московской области. В Москве их миллион из 6,5 млн на конец прошлого года, в Московской области тоже очень много, так вот, знаете кто пошел в самозанятые, в том числе? Не массово, но много — люди, которые сдают жилье. Оформляете самозанятость, платите 4% как физлицо, и голова не болит, что участковый придет, начнет вопросы задавать. Это окошко позволило куче людей легально получать доход от своего имущества, и это нормально! Вот поэтому

прежде, чем давать оценку вашему росту самозанятых, хотелось бы структурно посмотреть — что это все-таки, сдача жилья для туристов в значимой степени или народ пошел оказывать самые разные услуги.

Я бы с интересом посмотрела эту аналитику на эту тему.

— В предыдущие годы Вы много говорили о наших драйверах развития экономики, называли строительство жилья, машиностроение и в целом обработку, малый бизнес и туризм. Сегодня эти точки роста — другие или те же? На что нам опираться?

Вам придется адаптироваться к тем жестким барьерам, которые возникли. Это же все дополнительные издержки, а значит — удорожание. Поэтому

я почти уверена, что у вас рост цен есть и будет, пожалуй, покруче по сравнению с остальной страной в силу вот этого логистического барьера. А раз так, значит, для населения регион станет менее привлекательным.

По поводу «Автотора». Пока не очень ясно, какие обороты он наберет. Сборка сотни показательных машин — это еще не переоборудование конвейера. Это первое. Второе. Вопрос, а захотят ли китайцы поставлять комплекты, когда чисто по бизнесу им проще продавать в Россию готовые автомобили. А у России сейчас нет переговорной позиции, чтобы сказать: нет, ребята, мы вас не пустим с готовыми автомобилями. При такой зависимости внешней торговли от Китая в позу вставать не очень получится. Что-то, конечно, они [руководство «Автотора»] будут предпринимать, у них хорошие предпринимательские мозги, будут стараться. Посмотрим, что будет получаться.

— Миграционный приток сначала сильно падал, а потом как будто остановилось падение…

Калининградская область — очень славная: и климат мягче, и запах Европы сильнее чувствуется, и много чего другого хорошего, и народ — а за три поколения переехало много — более шустрый. Но у меня есть ощущение — сразу оговорюсь, пока по первым семи месяцам этого года — что миграционный прирост продолжается. Вы регион с очень хорошим, устойчивым миграционным приростом. И я буду следить сейчас за вами невероятно внимательно: люди уже почувствуют, что ехать сюда жить не очень? Или все-таки ситуация наладится, базовые преимущества Калининградской области сработают и продолжатся?

К вам приезжает действительно нормальный народ с востока, с северов, с Сибири, которому нравится эта территория. Поэтому цены, поставки — это очень важно сейчас, сарафанное радио ведь работает. Давайте так скажем: базовые преимущества у вас есть.

Но то, что сейчас поставлены дополнительные барьеры, конечно, будет угнетать экономику региона. И это угнетение чем дальше, тем больше будет влиять, поэтому весь вопрос в сроках.

Ну слушайте, все-таки падение доходов [бюджета] идет на 3% в рублях, оно же о чем-то говорит. И дефицит уже по первому полугодию, а к концу года он обычно идет мама ты моя какой… Да, вас не бросят, денег докинут, но это все показывает нестабильность ситуации.

— У нас бизнес, власть и журналисты обсуждают разработанные Минфином поправки в Налоговый кодекс, которые урежут льготы новым резидентам Особых экономических зон...

Расслабьтесь. Вам уже и так гораздо меньше денег дают. На пике вы получали на эту зону до 56 млрд, сейчас разговор идет о 20 млрд, а может и меньше — просто сейчас очень трудно стало добывать детальную статистику. Знаете почему? Потому что количество резидентов этой зоны резко сократилось, а платеж зависит от количества резидентов и объема производимой продукции.

В 2009 году Наталья Зубаревич награждена международной Леонтьевской медалью за достижения в региональном экономическом анализе и обосновании региональных экономических реформ в России. В 2016 году награждена премией имени Егора Гайдара в номинации «За выдающийся вклад в области экономики». В 2019 году она выступила в Совете Федерации с докладом о тенденциях развития российских регионов, который имел большой общественный резонанс. В 2020 году ученая исследовала влияние пандемии коронавируса на экономическую жизнь в России. Профессор выявила погрешности статистического подсчета числа заболевших и спрогнозировала прирост дополнительной смертности.

«Вся страна заедает и запивает проблемы»

— Наталья Васильевна, является ли крупный город преференцией, которая даст возможность легче пережить постепенное ухудшение экономической ситуации, о котором Вы неоднократно говорили в своих лекциях и интервью?

Однозначного ответа нет. По той простой причине, что в крупных городах, в основном, экономика сервисная, но не только. Например, в Новосибирске и в уральских городах вовсю пашет оборонно-промышленный комплекс, он на подъеме. Соответственно, сервисная экономика проседала, но сейчас восстанавливается. Поуехал народ именно из миллионников. Рыночные отрасли вообще более адаптивны, но сейчас потребление-то ведь ходит как американские горки то вверх, то вниз. Но то, что они [крупные города] более жизнестойкие — без сомнения, тут вопроса нет, а вот как они этот кризис проходят… да по-разному. Я по городам вам не могу сказать — статистика только по регионам идет.

В Приморском крае например, пролетает промышленность — просто идет вниз, в Калининградской области то же самое, а в Татарстане и Башкортостане все существенно лучше, Питер и Новосибирск прут вверх по промышленности, потому что там оказалось немало оборонных предприятий.

Новосибирская область +10%, Питер почти +11%, соответственно Башкортостан, Татарстан 6-7%, а в Калининградской области -10%, а в Приморском крае -17% по обрабатывающим отраслям. По инвестициям тоже все очень по-разному. По вводу жилья Приморский край и Новосибирская область дают стране прирост на четверть, а то и больше, чем на треть. То есть, размер имеет значение, но для некой устойчивости, а мы обсуждаем текущую ситуацию, и тут кто в лес, кто по дрова.

Еще одна фишка. 

Вся страна — я наблюдаю это второй год подряд, но в 2023-м это как-то феноменально круто — заедает и запивает свои проблемы проживания, скажем так, в турбулентных условиях. Увеличился наш общепит в реальном выражении, с учетом инфляции — на 14%.

Именно вот заедает и запивает — это ключевые слова. Берем все представленные регионы: Калининград +19%, но там туристы, мы понимаем. Питер + почти 18%, но там тоже туристы. Башкирия, Татарстан — 17 и 19%. Вот этот процесс снижения психологического дискомфорта с помощью еды и питья, он, видимо, шире распространен, ну плюс там еще и гости бывают. А вот идем на восток и поражаемся: Новосибирская области +7%, а Приморский край +2,6%. Либо они не волнуются и турбулентность у них не видна и не слышна, либо столько общепита сидит в тени, что понять, сколько эти ребята производят продукции, довольно сложно. Мне кажется, это сочетание двух факторов.

— Может ли ренессанс отношений с востоком и активные усилия по строительству новых линий дать западным портам новую жизнь, сопоставимую с прежней?

Нет. Потому что плечо перевозок чудовищно огромное, издержки логистики выросли в разы.

И мы понимаем прекрасно, что преимущество, которое было у всего Северо-Запада — рядом рынки сбыта — оно утрачено. И дальше все будет зависеть от цены. Если цены на вывозимую продукцию — а это в основном сырье — будут высокими, то тогда как-то логистику подорожавшую можно пережить, а если цены будут снижаться, ну вы ж в убыток-то себе возить не будете, а издержки выросли.

Я смотрю дальше вперед и полагаю, что вот эта флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание — любое случайное отклонение), она не на веки. История учит, что все когда-то заканчивается, поэтому — сейчас так, а что будет через 5-7-10 лет, я предугадывать не берусь.

Но то что через 10-20 лет статус Питера как окна в Европу восстановится, у меня нет ни малейших сомнений, я просто сроков не знаю.

— В перспективы какого импортозамещения Вы верите?

В [импортозамещение] относительно несложной продукции. Например, связанной с техникой для добычи нефти. Мы ее производили в советское время, можно расширить, что-то добавить, улучшить. Или, например, с производством каких-то присадок для химической промышленности — мы их тоже производили, но НПЗ стали покупать — нефтехимики — импортное, то, что лучше и дешевле, но заменить сейчас можно. То, что обыденно и имеет аналоги технологические, сделать можно. То, что абсолютно hitech и новое, тут у меня большие вопросы. Я всегда вспоминаю судьбу самолета Sukhoi SuperJet-И МС-21, и скепсис у меня присутствует. С другой стороны, мы видим, как это происходит в грузовом транспорте: замена идет за счет поставок китайских. Поэтому

каждый бизнес будет думать: я сейчас вложусь, а на рынке окажутся конкурентами китайцы, я отобью или не очень? Вот это тоже надо держать в голове. Пока мы видим базовый тренд не на импортозамещение, а на параллельный импорт, и это надо понимать.

Военные технологии, моторы большие, турбины будут возить, мы их делать не умеем.

Риски будущего

— За какими экономическими угрозами нужно следить регионам в следующем году?

Первое. Не в следующем году, а в течение нескольких лет это постепенный выход из строя и необходимость ремонта современного высокотехнологичного оборудования, например, парогазовых установок, которых Россия не делает. И заменять его будет очень и очень сложно, особенно крупногабаритное — в чемодане не провезешь. И эта проблема будет нарастать, это железно. Да, что-то и многое умеют делать китайцы, но не все. И вот то, что не умеют — это головная боль для бизнеса, как он это будет заменять.

Второе. Нужно смотреть очень внимательно на все эти турбулентности на рынках, когда возникают дисбалансы, проблемы.

Мой прогноз такой: до какого-то времени все это можно вручную разруливать. Но дисбалансов много: дизтопливо, зерно и много других проблем. Турбулентности возникают в самых разных отраслях российской экономики отчасти из-за решений государства. Отчасти. И на горизонте нескольких лет существуют риски того, что это очень сложно будет отрегулировать вручную.

Регионалы не могут повлиять на дисбалансы и разрулить их, но они могут собраться и устроить что-то типа «хора Пятницкого», «спеть» о своих проблемах федералам.

Третий риск, который надо очень внимательно отслеживать — это многолетний дефицит трудовых ресурсов. От него никуда не деться. Гонка зарплат вечной быть не может, потом это так ляжет на издержки, что мало не покажется. Как будут вводить автоматизацию? Где возьмем технологии, оборудование — это тоже вопрос и опять дополнительные издержки? Поэтому

состояние рынка труда с точки зрения рабочей силы — это вызов сильнейший. Ну и качество вашей региональной управленческой команды. Я понимаю, что меньше проблем будет в Татарстане. В Калининградской области, я считаю, неплохое качество управления, но там вызовы бешеные дополнительные, там просто с этим трудно справляться. А дальше — посмотрим.

Комментарии по текущим дисбалансам

Рост цен на топливо

На бирже, на опте цены уже падают, но до розницы это пока не доехало. Экспорт все равно восстановят, никуда не денутся, потому что залиться дизтопливом — его хранить негде. Экспорт будет идти по трубам — основное направление, кстати, на Балтику по продуктопроводу, там — по памяти говорю — 25 млн тонн, и второе дополнительное — на юг, на Новороссийск, там существенно меньше мощности этого продуктопровода. Жесткость решения в виде запрета очень и очень временная, а цены на мировом рынке замечательные. А здесь в России было попытались уменьшить демпфер, то есть, плату НПЗ, чтоб они производили продукцию, которая пойдет на потребление внутри страны.

Система испытала несколько шоков одновременно. И вот сейчас, после колоссальной турбулентности она потихоньку будет приходить в какую-то норму. То, что цены не опустятся, вы же догадываетесь, правда? На юге просто уже проблема физических поставок была. Рост цен остановился и сейчас будет прыгать вокруг какой-то новой цены.

Зерновой рынок

Государство сейчас играет в сложную игру: оно пытается сделать так, чтобы от экспорта зерна получить побольше денег в виде пошлин, потому что цены мировые были хорошие. В то же время оно пытается сделать так, чтобы зерна было в стране с избытком, чтобы внутренние цены не росли. Вот так вот на проволоке скакать: одновременно и то, и это — результат не всегда близок к ожидаемому. Мы видим, чем это заканчивается: аграрии стали меньше заказывать сельхозтехники. У них прибыльность пошла вниз.

Зерно-то дешевеет, а у нас еще не распроданы переходящие остатки урожая прошлого года. А с февраля начнутся экспортные пошлины, если мне память не изменяет. Ситуация довольно сложная. Казалось бы, суперчасть российской экономики — суперрыночная, суперуспешная, и в ней сейчас тоже турбулентность.

Внутренние решения не улучшают ситуацию для аграриев. Говорят, что будут закупать зерно — вот этот госфонд интервенционный. Ну дай бог. До этого говорили, что не будут.

Рост цен на курятину

Во-первых, было удорожание комбикормов. Во-вторых, не знаю состояние птицефабрик, может, где-то был мор массовый. Ну и давайте считать компоненты, издержки этой отрасли. Это ж не только комбикорма, это ветеринария импортная… Рубль упал? — упал. Это добавки импортные, в основном. Ну вот оно все! Падение рубля еще не отыгралось по-настоящему, мы видим звоночки в разных отраслях, потому что многое завязано на импорт.

Почему производство беспилотников не драйвер для экономики

Беспилотники точно не драйвер, потому что это на бюджетные деньги. «Подрайверят» вам 2-3 года, а потом что делать будете? И потом, беспилотники клепают и в Московской области, и в Татарстане, и в Новосибирской области, и в Петербурге.

Любовь к беспилотникам во всех субъектах Российской Федерации мне напоминает кампанию по севу кукурузы в хрущевские времена, тогда чуть ли не до Заполярья все начинали сеять кукурузу. Не надо заходиться в массовом ажиотаже.

Искусственный интеллект и беспилотники — это для высокого начальства. А вы, пожалуйста, думайте ближе к земле, смотрите, что у вас реально работает и на это обращайте внимание. Меньше шансов сесть в лужу.

Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки