140 калининградских логистических компаний пожаловались в федеральное СМИ
Транспортно-логистический бизнес Калининградской области жалуется на многократное падение выручки из-за введенных Литвой ограничений (по сухопутному автотранзиту — прим. ред.). Многие предприниматели жалуются, что за последние полгода ситуация на рынке изменилась так, что они оказались на грани банкротства. Об этом сообщает радиостанция «Business FM» со ссылкой на письмо представителей 140 компаний.
За шесть месяцев выручка упала в среднем до семи-десяти раз, а оборачиваемость парка автомобилей уменьшилась в пять-семь раз, говорится в письме.
Возить в Калининградскую область по суше сейчас можно только медикаменты, продовольствие, удобрения и гуманитарные грузы — в общей сложности только 10% от того списка наименований, который доставляли раньше. Паромы в качестве альтернативы не спасают, поскольку их пропускная способность крайне низкая — сегодня доставляют в Калининград в десять раз меньше грузов, чем это необходимо.
«Есть, конечно, паромное сообщение из Петербурга. Но из 18 судов на линии автомобили могут перевозить только четыре. И то один встал на длительный ремонт из-за отсутствия иностранного оборудования, необходимого для модернизации. А новые железнодорожно-автомобильные паромы турецкой сборки недоработаны. В ходе эксплуатации выяснилось, что они не подходят для большегрузов: при заезде на верхнюю палубу они повреждаются», — объясняют представители логистических компаний.
«С паромами очень большая проблема. До четырех паромов заявлено в нашем направлении, но постоянно ходят два, наверное. При этом
военные, город, «Водоканал» и прочие структуры, естественно, имеют приоритет при постановке на паром. А остальные все попадают по остаточному принципу. Как эта бронь распределяется — непонятно. Даже сами агенты не могут объяснить.
У нас все хотят работать. У нас почти 10 тысяч грузовых автомобилей в области. А по земле проезжают в три раза меньше. 90%, наверное, от того, что можно было возить, запрещено как в Калининградскую область, так и из Калининградской области. Не пускают литовцы. Если эта ситуация в ближайшее время не изменится, у нас будет очень большая безработица в регионе», — говорит директор ООО «Виабалт» Илья Свиридов.
Порядок бронирования мест на паромах непрозрачный: во-первых, заранее неизвестно, когда откроется доступ для регистрации и подачи заявки, а во-вторых, сама сессия бронирования может длиться как 30 минут, так и пять минут. Места в очереди перепродаются. В итоге те, кто не успел, соглашаются везти товар в Калининград на своем транспорте за 40-60 тысяч рублей. О трудностях, возникающих при бронировании, рассказывает
«Пределом терпения стало то, что на сайте санкт-петербургского оператора паромной линии бронирование было закрыто с 27 июля из-за отсутствия мест.
Мне еще летом предлагали постановку на паром через полтора месяца. Потом эта очередь увеличилась до трех месяцев. Самая главная проблема сейчас — туда невозможно записаться. При этом паромы ходят, что-то они перевозят, заходишь на их страницы, пишут, что свободных мест нет. Есть информация, что перекупаются за очень большие деньги.
На наших транспортных сайтах и форумах эта информация озвучивается. Молва ходит, что за бронь берут более 100 тысяч рублей. Лично я пишу письма с июля. От правительства мне приходит только отписка: «У нас все хорошо». У кого «у нас»? По работе своего предприятия я вижу, что я к банкротству. Мне людям зарплату уже платить нечем. Я в рейс не могу отправить машины», — возмущается генеральный директор компании «ДФДС Логистикс Восток» Игорь Хвесюк.
Предприниматели рассказали, что начиная с осени направляют обращения губернатору и федеральному правительству. Ответ приходит либо о том, что менять ситуацию нет необходимости, либо что решение проблемы выходит за рамки полномочий конкретных органов исполнительной власти.
Дело осложняется и тем, что петербургский порт — структура очень забюрократизированная. О сложностях и подводных камнях новой логистики пишет и журнал «Королевские ворота». Заместитель директора ТК-ТАТ Сергей Шкуратов признался, что его компании ещё ни разу не удавалось напрямую купить билет на паром через официальный сайт. Он рассказал изданию, что в начале марта билеты на паром были выкуплены вплоть до середины мая.
«С начала года мы отправляли грузы для заказчиков через сторонних перевозчиков по завышенной цене.
Власти сказали: санкции — не беда, мы своими силами справимся, у нас есть морской путь, нам нужно около 22 больших паромов типа «Амбал» и «Рокоссовский», чтобы вообще исключить транзит через страны Евросоюза. Но где эти 22 судна? Сегодня у нас по списку четыре парома, но официально на линии — три, один всегда на ремонте. Что касается контейнерных судов, в новостях рапортуют, мол, ещё одно судно встало на линию, а по факту «Капитан Миронов» в Венесуэле, «Северодвинск» где-то в Африке работает (прим.ред. вместо «СМП Северодвинск» на линию встали «СМП Новодвинск» и «Механик Пятлин»).
У нас остались «Холмогоры» и с нового года «Капитан Яковлев». Есть ещё четыре среднетоннажных контейнеровоза, но их сразу зафрахтовали какие-то предприятия и теперь перепродают места процентов на сорок дороже», — говорит эксперт.
Билет на паром еще не гарантия того, что фура будет отправлена указанным рейсом. Переправу могут отложить на следующий рейс или на два рейса вперед. Машина в это время стоит на платной стоянке, что увеличивает стоимость перевозки. Иногда следующего рейса приходится ждать неделю-две, объясняет Шкуратов.
Четыре автомобильно-железнодорожных парома возят преимущественно ж/д вагоны, а на оставшуюся часть палубы загружаются фуры. Чтобы снять дефицит мест, нужно дополнительно построить еще четыре парома вместимостью 200 автомобилей, считает руководитель компании-грузового агента линии Балтийск — Усть-Луга, ТрансБизнесКонсалтинг Александр Трофименко. С ним не согласен Сергей Заворотынский, который назвал перспективу постановки на линию ещё четырёх паромов призрачной, поскольку морской автомобильный паром с ледовым классом — весьма дорогое удовольствие. Такое судно стоит приблизительно 30 млн долларов.
Ранее РБК Калининград писал, что до конца весны на паромную линию должны выйти три новых грузовых судна, которые закупили для Калининградской области предприниматели. Губернатор Антон Алиханов подчеркнул, что многие грузы для паромов слишком объемны, они занимают много места, вследствие чего на судне возникает дефицит площадей для других отправителей. Поэтому крупные грузы будут перенаправлять на доставку по железной дороге.
Повтор материала от 21 марта