Калининград, 28 мая 2021, 17:20

В Калининграде планируют открыть бесплатную школу для айтишников

Читать в полной версии
(Фото: Александр Подгорчук)

В конце марта в Калининградской области был зарегистрирован Международный кластер информационных технологий Северо-Запад. Ассоциация. Он уже объединил десятки компаний, но большинство представителей рынка не спешат вступать в объединение. О том, какую пользу может принести кластер для цифровой отрасли региона, РБК Калининград рассказал руководитель ассоциации Антон Филимон.

— Сколько компаний входит в кластер?

— В ноябре мы проводили собрание среди участников ИТ-сообщества Калининградской области. Из них 30 компаний изъявили желание поучаствовать в кластере на начальном этапе. Остальные сказали, что подождут и посмотрят, что будет интересного.

Выяснилось, что айтишники не готовы вступать ни в какие ассоциации и платить какие-то членские взносы. Им интересны больше вопросы кадрового резерва и заказов.

— Зачем вообще компаниям объединяться?

— Объединение помогает в первую очередь решить вопрос кадрового резерва. Сюда же относится аутсорсинг. Это совместные коллаборации по работе над различными проектами. Кластер может при необходимости найти для компании дополнительные ресурсы или отдать на аутсорс другим участникам кластера какие-то части кода или разработку. Потому что у одних компаний много заказов, но они не могут их освоить. Кластер становится агрегатором заказов для ИТ-компаний Калининградской области.

— Вы упомянули членские взносы. О какой сумме идет речь?

— Во всех компаниях существует практика оплаты агентской комиссии за клиента (заказ). Но участников кластера не привлекает традиционная модель оплаты членских взносов, при неопределенной перспективе от участия в кластере. И мы пришли к заключению, что модель, когда кластер создаёт ценность для участников, за которую они готовы платить комиссию, является наиболее приемлемой для всех.

В этом случае комиссия и будет зачитываться в качестве членского взноса. Размеры такой комиссии-взноса будут формироваться на общем собрании по итогам голосования.

— Какие первые шаги вы уже сделали и что планируете в ближайшее время?

— Мы разрабатываем алгоритмы взаимодействия как между участниками кластера, так и с заказчиками программного обеспечения. Буквально вчера мы подписали соглашение с Руссофт — это одна из крупнейших ассоциаций ИТ-компаний в России, — подписали соглашение с Нижегородским кластером информационных технологий. Также вступили в активную фазу сотрудничества с профильными министерствами Калининградской области: прошли встречи с министром цифровизации, министром экономического развития.

Мы подписали соглашение о развитии отношений с Германо-Российской инициативой по цифровизации экономики (GRID). Так у нас будет возможность выйти на внешние рынки и начать работать с Европой и Северной Америкой.

Вошли также в рабочую группу, организованную Министерством образования и Минпромторгом, по цифровизации промышленности и подготовки кадров.

— Как оцениваете ситуацию с кадрами в регионе?

— Сейчас все компании малого и среднего бизнеса в Калининграде испытывают нехватку кадров, потому что разрыв по оплате труда в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске на порядок выше, чем сегодня готовы платить ИТ-компании разработчикам в Калининграде.

— Москва и Питер вопросов не вызывают. Но почему в Нижнем Новгороде и Новосибирске платят больше?

— Нижний Новгород — это серьезный центр по подготовке программистов. Там серьезные базы по физико-математическим вузам. Сегодня по количеству айтишников на душу населения вообще в стране лидирует Нижний Новгород. Разрыв по цене идет потому, что крупные компании заходят в эти центры, организовывают там свои офисы и набирают на местах программистов, давая им большие зарплаты. Крупные компании как Сбербанк, Яндекс, Mail.Ru и прочие сейчас хантят айтишников.

В Москве зарплаты на удаленного разработчика доходят до 300 тысяч рублей в месяц. А В Калининграде от 60 сейчас с трудом поднимаются до 120. Либо местные специалисты удаленно начинают работать на крупных игроков рынка. Поэтому многие крупные компании пошли на то, чтобы создавать учебные центры, в которых они предлагают бесплатное образование.

Одним из таких учебных центров является School 21 — это франшиза французской Ecole 42, которую в России реализовывает Сбербанк. Они обучают программистов бесплатно. Сейчас они открыли такие школы в Москве, Казани, летом откроют в Новосибирске.

— Получается, калининградские вузы недостаточно обеспечивают регион кадрами в сфере IT. Вы обсуждали это с их руководством?

— Встречались с БФУ, КГТУ, обсудили проблему практики для студентов. И сейчас ведем переговоры об открытии в Калининграде франшизы School 21. Она соответствует современным требованиям для того, чтобы подготавливать айтишников-джунов буквально за шесть месяцев.

Мы выступим партнером в открытии этой школы и будем здесь активно продвигать бесплатное образование для айтишников, для людей с 17 до 65 лет на базе среднего и высшего образования.

— Но если School 21 реализует Сбербанк, то и выпускников этой школы он привлечет этих специалистов. Какая тогда польза региону?

— Нет, во-первых, школа решит кадровую проблему для Калининградской области, но в то же время мы получаем заказчика в лице Сбербанка. Может быть, да, что процентов 70 он готов будет трудоустраивать к себе в штат.

— Калининград для этого кластера — первый город. Вторым шагом будет Питер, Мурманск и дальше, правильно?

— Международный кластер информационных технологий «Северо-Запад». В названии заложен ответ и планы нашего развития. Калининград это один из городов СЗФО. ИТ-индустрия не имеет границ. И одна из наших целей — это работа с иностранными заказчиками. Мы хотим поднять уровень заработка наших разработчиков до мировых стандартов. Что бы зарабатывали они по ставкам Западной Европы и Северной Америки, а жить оставались в России, и тратили заработанные деньги здесь и тем самым развивали экономику.

Ранее РБК Калининград сообщал, что правительство региона продлит программу релокации для специалистов высокого уровня. Это одна из мер поддержки ИТ-компаний и, в частности, разработчиков компьютерных игр.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски