Обзоры РБК Калининград, 28 ноя 2017, 13:32

Замещаем до 90% импорта:что меняется в агропромышленном комплексе региона

Агропромышленный комплекс региона в 2017 году оказался в непростой ситуации. Редакция РБК Калининград провела круглый стол, на котором представители отрасли обсудили проблемы и перспективы АПК.
Читать в полной версии

Калининградская область — это территория с выраженной сельскохозяйственной направленностью. Так сложилось исторически, и география этому способствовала. На данный момент хорошо развито не только традиционное животноводство, но и растениеводческая сфера, отметила министр сельского хозяйства региона Наталья Шевцова, добавив, что производство продукции в отрасли «имеет тенденцию устойчивого роста». В то же время она признала, что год был крайне тяжелым для фермеров в связи с погодными условиями: несмотря на то что режим ЧС объявлялся весной и осенью, чрезвычайным можно считать весь год, рассказала Шевцова. Подтвержденные данные по ущербу аграриям составили 398 млн рублей. После проведения экспертизы сумма снизилась до 302 млн. Сейчас документы находятся в Минсельхозе РФ, который будет принимать решение о выплате компенсаций.

«Базовые основы развития сельского хозяйства были заложены в 2006 году, когда были определены приоритеты развития АПК и были сформированы принципы поддержки отрасли. Тогда не было типовых проектов, не было механизмов поставки племенного скота. Не было даже отработанных механизмов взаимодействия с банками. За 12 лет мы прошли этот путь и продолжаем выстраивать работу, которая дает свой результат», — подчеркнул председатель совета директоров АО «Залесское Молоко» Андрей Романов, добавив, что поддержка власти дает дополнительный стимул для развития отраслей и подотраслей.

Изменения в законах

Участники обсудили также введение новых законов, касающихся сельхозтоваропроизводителей. Основная масса изменений произошла несколько недель назад. Как напомнил Андрей Романов, с 2018 года сельхозпроизводители с оборотом свыше 100 млн рублей в год «обязаны будут стать плательщиками НДС. А предприятия с оборотом до 100 млн могут не быть плательщиками этого налога. Или могут его платить, если захотят». «Любой производитель покупает удобрение, топливо и так далее. Там уже заложен НДС. С 1 января 2018 года, делая такие покупки, сельхозтоваропроизводитель часть НДС будет возмещать. Поэтому мы оцениваем это решение как позитивное в целом для отрасли», — пояснил Романов.

Победой для региональных фермеров станет и отмена утилизационного сбора на технику, принятая поправками к закону об ОЭЗ, заявила Наталья Шевцова. «Эта поправка поможет нам оснастить парк сельхозтехники», — отметила она.

Новая продукция

В свою очередь директор регионального филиала «Россельхозбанка» Инесса Мусина акцентировала внимание на том, что финансовая и грантовая поддержка позволила привлечь фермеров к работе по овощеводству. «Все больше видов овощей выращивается у нас, и получается заместить ранее поставляемые в область продукты», — подчеркнула она, заметив, что поддержка фермеров в 2016 году в банке увеличилась. Среди новых видов продукции, выпущенных на рынок Калининградской области местными сельхозпроизводителями, участники отметили грибы (шампиньоны и вешенки), брокколи, ягоды и тмин.

«Если вернуться на несколько лет назад, можно вспомнить, что очень много продукции ввозилось в Калининградскую область. Это «очень много» было близко к 100%. Предпосылки для поддержки местных аграриев начались чуть раньше. За 2 года были созданы условия для развития сельского хозяйства и ферм. Как результат — при созданных условиях сельское хозяйство начало развиваться быстрыми темпами», — рассказал директор агрофабрики «Натурово» Александр Иванов. Он подчеркнул, что региональные фермеры использовали все имеющиеся возможности в тот период. Это привело к росту номенклатуры товаров и замещению ранее ввозимой в регион продукции. «Модернизация и применение новых технологий позволили перейти от выращивания массового продукта к «точечному». Если раньше сначала развивалось выращивание картофеля, свеклы, капусты, то сегодня производится то, чего региону не хватало: морковь, пекинская и брюссельская капуста, брокколи. Развилось производство шампиньонов. Это позволило изменить вкусовые предпочтения населения, как результат — появились вешенки. Темпы их производства растут на глазах. Тоже самое касается ягод» — перечислил Иванов.

Позиции в ритейле

Расширение ассортимента производимой продукции позитивно сказалось и на взаимодействии с региональными ритейлерами. В несколько раз увеличилось количество наименований местной продукции на полках в супермаркетах.

«В зависимости от того, какой вид продукции представлен, можно оценивать его сегмент. Но могу сказать, что по той же «молочке» количество местных товаров если не равно 100%, то приближается к этой величине. Мы понимаем, что во многом это связано с той поддержкой, которую оказывают фермерам сегодня. Повлияли и антисанкции, которые позволили местному производителю увереннее смотреть в будущее», — отдельно отметил замгендиректора ООО «Спар-Калининград» Алексей Елаев.

По словам Алексея Елаева, неоспоримым плюсом стало создание большого количества новых сельхозпроизводителей в области. «Если мы посмотрим на ритейл 10 лет назад, то молочную продукцию у нас поставляли один-два производителя. А сейчас мы понимаем, что конкурируют крупные товаропроизводители, создающие и развивающие новые продукты», — заключил замгендиректора ООО «Спар-Калининград», добавив, что в регионе начало развиваться сыроварение.

Однако, как заметил председатель совета директоров «Залесское Молоко», производство сыров, в особенности твердых сортов, — дорогостоящая и долгоиграющая тема. «Перед тем как построить завод по производству сыра, нам надо будет построить еще один завод, чтобы обеспечить стабильные поставки качественного молока для комплекса», — обрисовал перспективу Андрей Романов. При этом в регионе развиваются и небольшие сыроварни, в которых производят «штучные» продукты. Например, козьи сыры.

Еще одна значимая тенденция, снижающая барьеры на пути развития фермерских хозяйств, — упрощение процедуры подписания контрактов с крупными ритейлерами. Об этом рассказал директор торговой сети «Виктория» Олег Красневский, признав, что многостраничные договоры с торговыми сетями, которые необходимы по закону, подчас пугают начинающих предпринимателей.

Работающее импортозамещение

Позитивные сдвиги в развитии фермерского хозяйства отметил и собственник группы ресторанов Britannica Максим Здрадовский. «Тема очень позитивная. Если раньше я ехал по области на машине и видел пустые поля, то сейчас вижу стада, фермы, теплицы. Не просто пленка с досками, а такие же, как и в Польше. Эта тенденция меня как жителя радует. Область оживает. Раньше было обидно сравнивать с Польшей и Литвой, где каждый сантиметр распахан и ухожен. У нас была печаль. Изменения колоссальные произошли. Как бизнесмен скажу, что и в общепите поменялись тенденции, и это напрямую связано с теми изменениями, которые происходят в сельском хозяйстве. Повлияли санкции, и спрос поменялся колоссально», — поделился впечатлениями Максим Здрадовский.

Он вспомнил, что с введением санкций общепиту области пришлось тяжело: до 90% продуктов были европейскими (польскими, литовскими, от Бразилии до Новой Зеландии). Сегодня же 90% используемой продукции — это российское производство, местное производство. «Сначала было сложно, не было стандартов, мы искали фермеров, выстраивали взаимодействие. Эти проблемы были до 2014–2015 года. Сейчас их практически нет. Сегодня у нас свинина, баранина, молочка вся местная. Сыры в большей своей массе местные. Радует, что сейчас мы получаем качественную продукцию и приобретаем у местных производителей не потому, что больше негде, а потому, что нам нравится продукт. Мы наблюдаем конкуренцию, в сельское хозяйство инвестируют. Увеличивается ассортимент, и исчезла чехарда с ценой. Единственная проблема — сезонность калининградского сельского хозяйства. Если летом мы полностью закупаем калининградскую зелень, салат, то осенью всё пропадает. Мы вынуждены выходить на Сочи. Есть же европейские технологии, позволяющие не зависеть от сезона, — и это важный следующий шаг, на мой взгляд», — подвел итог ресторатор.

Актуальность этого вопроса подтвердил и Олег Красневский, заявивший о важности круглогодичных поставок в торговые сети от местных производителей. По словам главы регионального минсельхоза Натальи Шевцовой, следующим шагом должно стать строительство теплиц с досветкой, поскольку в Калининградской области в несезон не хватает солнечного света для растений.

В то же время поддержка фермеров со стороны финансовых организаций растет, утверждает Инесса Мусина. С 1 января 2017 года порядок финансирования изменился. Сельхозтоваропроизводители получают кредиты по льготным ставкам до 5%. «Где-то 2,5%, где-то 3% — уже на мировом уровне процентной ставки для сельского хозяйства», — сообщила руководитель калининградского «Россельхозбанка». В этом году финансовое положение фермеров усложнится в связи с погодными условиями, поэтому в банке предполагают необходимость пролонгации ранее выданных кредитов на льготных условиях. «Я надеюсь, что у нас совместно с правительством получится сохранить льготную процентную ставку», — подчеркнула Инесса Мусина. Она добавила, что проблем с предоставлением финансирования фермерам на данный момент нет.

Чума и кадры

Помимо потопа, в 2017 году в Калининградскую область пришла еще и чума. Вирус АЧС был обнаружен в регионе в начале ноября. Как подчеркнул руководитель ГБУ «Областная станция по борьбе с болезнями животных» Иван Головатый, пока эта ситуация не сказалась на предпринимателях. Сейчас власти проводят усиленную работу по профилактике и борьбе с африканской чумой свиней. При этом наибольшему риску подвергаются частные хозяйства. Сегодня принимаются все необходимые меры. Но их успешность зависит от того, насколько соблюдают правила охотники и владельцы животных. «Мы рекомендуем в небольших хозяйствах проводить перепрофилирование», — заключил Иванов, отдельно уделив внимание тому факту, что нерадивость некоторых частных предпринимателей может нанести колоссальный урон отрасли в целом.

Эта ситуация достаточно серьезная, признала замглавы Ассоциации мясопроизводителей области Маргарита Сарапий. «Мы очень рассчитываем на поддержку минсельхоза и департамента ветеринарии. Пока предпринимаются все возможные меры для нераспространения АЧС. Возможные последствия достаточно критичны», — высказала озабоченность замруководителя ассоциации. Одновременно с этим она подчеркнула, что, несмотря на свои размеры, Калининградская область успешно развивается и может стать примером для других регионов в части взаимодействия с властями и контролирующими структурами, а также в организации предпринимательства на селе.

Помимо этого, представители отрасли озвучили еще одну важную проблему сельского хозяйства региона — кадровую. Это признала Наталья Шевцова. «После технологий самая большая проблема — кадровый состав. Наличие людей, которые знают технологии и сопровождают их. Учебные заведения не идут впереди, а идут за производством», — пояснила министр. Тему развил Андрей Романов, который подчеркнул важность популяризации сельского хозяйства. Это необходимо не только для продвижения товаров, но и для того, чтобы молодежь приходила работать в отрасль. «Я считаю, что кадры сейчас проблема номер один в сельском хозяйстве. Наша задача — научиться выращивать не зерно, а людей, которые в будущем будут работать и развивать новые технологии», — акцентировал внимание глава «Залесского Молока». В компании решают вопрос со специалистами и инвестируют в эту сферу. За счет грантов студенты и сотрудники проходят обучение в Европе. А в феврале 2018 года планируется провести в области программу «Агроинтенсив», на которую пригласят порядка 50 человек со всей страны.

Но несмотря на все сложности, представители отрасли настроены оптимистично и готовы прилагать усилия для развития как своих производств, так и отрасли в целом. Поддерживать калининградское производство. Например, директор «Натурово» Александр Иванов призвал внедрять и продвигать товарный знак «Сделано в Калининградской области», который будет и распространяться в магазинах региона, и отвечать за бренд области в других субъектах России, отмечая достижения агропромышленного кластера.

Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать