Калининград, 29 янв 2021, 12:57

Гостеприимство просело. Чего не хватает гостиничному бизнесу в регионе

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

Правительство Калининградской области в 2021 году планирует направить порядка 150 млн рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство гостиниц и отелей. РБК Калининград побеседовал с участниками этого рынка и выяснил, как эта мера господдержки может помочь развитию местного гостиничного и туристического бизнеса и что еще можно сделать в этом направлении.

Опрошенные эксперты говорят, что несмотря на коронавирусные ограничения и весенний локдаун, все-таки удалось приблизиться к показателям 2019 года. Это связано, в первую очередь, с закрытием границ — привыкшие отдыхать в Европе российские туристы приехали в Калининград. Частично компенсировать весенний простой получилось за счет продления турсезона на сентябрь и октябрь, более высоких цен и хорошей загрузки июля-августа. «В целом сезон 20 года близок к 2019. Пиковые месяцы были ярче и активнее, но за счет того, что 2,5 месяца отрасль потеряла, это сказалось», — рассказал владелец одного из отелей на побережье Балтийского моря.

Слабая инфраструктура

Фото: Александр Подгорчук

Туристический сезон 2020 года показал, что в Калининградской области есть проблемы с инфраструктурой для отдыха. Ранее об этом не раз заявлял губернатор, это признали, подводя итоги года, в областном министерстве по культуре и туризму.

Собеседники РБК Калининград полагают, что в регионе не хватает больших отелей на побережье и гостиниц высокого класса — 4-5 звезд.

«К нам едут люди с разным достатком, но люди с высоким достатком, которые предпочитают отдых в Европе и сейчас по объективным причинам не могут это позволить, хотели бы получать здесь сервис соизмеримого уровня.

В Калининграде у нас один отель “пять звезд” и три отеля категории “четыре звезды”. Именно в этом сегменте мы немного проседаем. А для людей со средним достатком у нас огромное количество гостевых домов в приморье и городе», — объясняет маркетолог отеля «Кайзерхоф» Наталья Колмогорова.

Владельцы отелей отмечают, что больше всего в регионе не хватает объектов размещения на побережье. Сейчас в прибрежных городах области множество небольших бутик-отелей со средним фондом в 15-20 номеров, а крупные отели с более, чем 35 номерами «можно пересчитать по пальцам одной руки», говорит владелец одного из прибрежных отелей, пожелавший остаться неизвестным.

«Глобально, с точки зрения туристов, туроператорских потоков, чартерных рейсов, очень важно чтобы были крупные объекты на побережье. Вот в этом смысле, безусловно, инфраструктуры не хватает.

Есть какие-то ведомственные объекты, но они работают на узкий круг. Необходимо чтобы в регионе добавлялись и номера, и инфраструктура соответствующая», — пояснил отельер.

«Гостиничные номера — это только малая часть инфраструктуры. В нее ходит много очень важных вещей, и там действительно в значительной степени не хватает многого. Номеров не хватало в самый пик сезона — со второй половины июля по конец августа. Большой дефицит связан с дальнейшими туристическими услугами: с инфраструктурой показа, объектами показа, были определенные трудности с питанием туристов, потому что ограничения на рестораны продолжаются до сих пор», — рассказал владелец светлогорского отеля «Дом сказочника» Борис Бартфельд.

Помимо основной туристической инфраструктуры, в Калининградской области не хватает качественного конгресс-центра, который мог бы принимать большие форумы и различные выставки, чтобы таким образом привлекать дополнительный турпоток, считает менеджер по рекламе и связям с общественностью отеля Mercure Диана Макарова.

Больше конкурентов — ниже загрузка

Фото: Александр Подгорчук

«Если не брать в расчет то, что происходило в этот летний сезон в Калининграде, то обычно даже в высокий сезон то количество номерного фонда, которое сейчас есть в Калининграде, оно справляется. А в низкий же сезон, наоборот, приходится как-то выживать, находить способы. И если появится еще больше мест размещения, то ситуация в низкий сезон будет плачевная», — уверена Макарова.

Еще одной проблемой в этом смысле остается доступность региона. Самый распространенный и удобный транспорт для путешествующих в Калининградскую область туристов — самолеты. На автомобилях сюда едут редко - путь осложнен прохождением границ через Белоруссию и Литву, а морской не отработан, говорит Борис Бартфельд.

«Нет такого четкого, частого, регулярного сообщения паромного между Калининградской и Ленинградской областями. Это был бы важный момент, чтобы наладить это сообщение и пропиарить его хорошо. Усилия областных властей в этом отношении могут играть большую роль», — говорит отельер.

Субсидии: кому и для чего

В начале декабря прошлого года губернатор Антон Алиханов рассказал, что четыре инвестора из России и Калининградской области уже заявили о планах построить новые отели на берегу Балтийского моря. Подробностей он не раскрыл, но добавил, что решения о субсидировании процентных ставок по кредитам будут приниматься комиссионно, и что 150 млн рублей на эти цели уже заложены в бюджет. Кроме того, глава региона заявил,что у властей, в случае необходимости, есть возможность увеличить эту сумму до 200 млн рублей. РБК Калининград направил запрос в областное правительство с просьбой рассказать об этой программе поддержки и ее участниках.

Большинство опрошенных РБК Калининград представителей гостиничного бизнеса отметили, что слышали о программе субсидирования, но пока не получали конкретной официальной информации о том, могут ли они воспользоваться такой мерой поддержки.

«Сама идея похвальная, но очень хотелось бы услышать или увидеть какие-то конкретные возможности об участии в этой программе. Мы планируем построить в Калининградской области отель на 400 мест и большой аквапарк, поэтому, если будет какая-то возможность поучаствовать в субсидировании, то мы “за” всеми руками, просто скажите как», — говорит Диана Макарова.

Фото: Александр Подгорчук

Отели — самый капиталоемкий инструмент бизнеса со средним сроком окупаемости инвестиций от семи лет. Но в России очень высокие кредитные ставки и большие риски, очень мало инвесторов, готовых на них пойти. Именно с этим эксперты связывают большое количество маленьких отелей и дефицит больших на калининградском побережье.

«Потому что у людей есть какие-то деньги, они даже не решаются кредитоваться, не решаются идти в банки. Они просто строят на те деньги, которые у них есть. С одной стороны это хорошо — маленький уютный объект, можно каждому гостю уделить внимание. Но глобально, с точки зрения туристических потоков, это не очень хорошо. Потому что тому же самому туроператору нужен большой отель с номерным фондом хотя бы 50+, а желательно 100+ номеров. Во-первых, таким отелем проще управлять, во-вторых его проще загружать. Можно борт поставить и быть уверенным, что половину людей, которые прилетят на чартерном рейсе, есть уже куда размещать.

Программа субсидирования сама по себе хорошая, вопрос, кто сможет получить и как она будет работать. Кредитные риски — это одна из самых больших опасностей. Ресторан окупается за год-два, ну если все правильно сделано. Отель за год-два физически окупиться не сможет, это более длинная история. Именно поэтому, для того чтобы стимулировать отельеров к инвестициям в такие проекты, решение правильное», — считает владелец отеля на побережье.

Он добавил, что сейчас рассматривает возможность воспользоваться субсидиями, но пока не совсем понятно, насколько прозрачной будет эта программа и насколько хватит выделенных денег.

Борис Бартфельд уверен, что строительство отелей — дело бизнеса, а создание туристической инфраструктуры — как раз прерогатива государства, это ему нужно заниматься созданием маршрутов, объектами показа, реставрацией старых зданий, обустройством пляжей.

«Чтобы бизнесу было легче строить отели, коммуникациями и прочим занималось бы государство, и как-нибудь находило возможность субсидировать это. Скорее всего, должно быть так. Субсидирование ставки при больших затратах даже 3-5% имеет значение», — говорит владелец «Дома сказочника».

Конкуренция

Фото: Александр Подгорчук

Бартфельд сетует, что гостиничный бизнес стал очень сезонным, и в мертвый сезон конкуренция очень высока. Если раньше эта работа была сезонной только на побережье, то теперь она стала такой и в Калининграде, уверен бизнесмен.

«Для развития гостиничному бизнесу этих трех с половиной месяцев активной работы мало. Они не позволяют набраться ресурсов чтобы заниматься модернизацией, ремонтом, развитием и строительством отелей.

К сожалению, у нас очень короткий активный сезон. Для того чтобы люди приезжали не только в сезон, надо много условий выполнить. Разница между июлем-августом и февралем, октябрем, мартом, январем, после 10 января, — она гигантская», — резюмирует Бартфельд.

«По большому счету в Калининграде, так или иначе, каждый отель отхватывает свой кусок пирога. У нас у всех немножко разнятся целевые аудитории, и в связи с этим нам удается нормально работать. Конечно, в нынешней ситуации немножко сложнее, чем обычно, но, тем не менее, думаю, все мы переживем», — считает Диана Макарова.

Помимо прямых конкурентов в виде других гостиниц и отелей, сфера сталкивается и с косвенными соперниками в борьбе за постояльцев — апартаментами, квартирами и прибрежной застройкой, владельцы которых сдают их в аренду. При том, что эта часть рынка не несет тех затрат, которые несут реальные владельцы бизнеса — в виде налогов, специальных тарифов на ЖКУ и прочее.

«Есть нерыночные игроки — частные лица, — которые сдают свои квартиры в сезон, которые являются очень существенными конкурентами и непрофессиональными участниками. Поэтому они просто ломают целый ряд подходов и критериев, представлений о рынке», — говорит владелец отеля.

Как писал РБК Калининград, один из крупнейших в России туроператоров «Библио-Глобус» может построить отель в Светлогорске. По словам управляющего партнера Ivashkevich Hospitality Станислава Ивашкевича, перспективным для Светлогорска может быть строительство 3-4 звездочного отеля на 150-200 номеров. Такой объект может стоить от 1 до 1,5 млрд рублей.

Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
8 рекомендаций для успешного продвижения во «ВКонтакте» в 2025 году
Pro
Нейропрогнозирование: как заранее узнать, что понравится покупателю
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок