Мощности свободны, но в дефиците. Как в регионе меняется спрос на склады
По итогам прошлого года в российских регионах почти вдвое подскочил спрос на аренду складской недвижимости. Вместе с тем на 30% вырос объем строительства таких объектов, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на аналитиков Knight Frank. О том, какие тенденции наблюдаются на рынке складских помещений нашего региона, РБК Калининград узнал у представителей отрасли.
Аренда складов
Сезонный спрос растет на складские услуги по стандартным грузам, которые не требуют специальных режимов хранения. Загрузка промышленных предприятий после ослабления COVID-ограничений привела к отложенному спросу. Об этом рассказал Олег Калашник, генеральный директор ООО «ДСВ Транспорт».
«Дополнительно увеличиваются размеры страховых запасов сырья или готовой продукции в связи с перебоями в соблюдении средних сроков доставки грузов из Юго-Восточной Азии, а также из Калининграда в РФ. Можно также выделить системный дефицит качественных площадей под хранение температурных грузов в Калининграде», — отметил Калашник.
Предприниматель пояснил, что увеличение запасов и сбои в цепочках поставок связаны с очередями на границах (об этом мы читайте здесь), высокими ценами на морские международные перевозки, а также сбоями в расписании движения судов. Кроме того, увеличился спрос на повседневные товары, в том числе, со стороны сегмента гостинично-ресторанного бизнеса.
Строительство новых помещений
В 2020 году областное Агентство по архитектуре и градостроению выдало разрешения на строительство 30 320,05 квадратных метров складских помещений. Для сравнения, в 2019-м — на 17925,44 квадратных метров. Выходит, рост составил 69,1%. При этом ажиотажа на аренду такой недвижимости в Калининградской области нет.
«Работаем в рамках тех объектов, которыми оперируем. Поэтому вход новых игроков, которым нужна качественная складская недвижимость, не наблюдаем.
Но крупные производители, у кого есть собственный капитал, строят свои складские площади под развитие бизнеса.
А на сторонний рынок коммерческой недвижимости они не обращаются», — рассказали в группе компаний «Новик».
Главной тенденцией на рынке складской недвижимости в кризисном 2020 году стало перераспределение спроса в регионы. Такую оценку дал директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers Виктор Афанасенко, передает «КоммерсантЪ». Отчасти с этим согласен владелец компании «Юринат» Юрий Дергачев:
«Во многих регионах — сами с этим сталкиваемся — сложно найти уровень складов класса «А» или «B». По всей видимости, такой рост спроса на складские услуги обусловлен другими регионами. Но [в Калининградской области] нет каких-то значительных перестроек в сетевой структуре. У нас основными игроками из продовольственной розницы являются «Виктория» и «Spar». Да, зашла на рынок компания X5 Retail Group, но я так понимаю, они закрыли вопрос, связанный с логистическими услугами».
В свою очередь, генеральный директор ООО «ДСВ Транспорт» Олег Калашник рассказал, что мешает компаниям из большой России войти на калининградский рынок:
«Федеральные сети в основном испытывают сложности с подбором качественных температурных складов. В то время, как местные сети оперируют со своих терминалов, что является их конкурентным преимуществом и сдерживающим фактором для более агрессивной тактики вхождения на региональный рынок со стороны федералов».
Предприниматель добавил, что в Калининградской области на сегодняшний день наблюдается низкая культура аутсорсинга логистических услуг и, в частности, складского сервиса. Предприятия, по его словам, чаще всего строят складские площади сами под себя. А это в конечном итоге не всегда эффективно даже в среднесрочной перспективе бизнеса.
Мощности и недостатки
«У нас в регионе есть большие объемы логистических мощностей, которые свободны. Из существующих логистических центров есть незаполненные категории «B» и «C». Центры категории «А» [лучшие условия для хранения любых типов груза — прим. РБК Калининград] у нас пока не строятся, но и потребностей в этом пока нет. И превращения Калининградской области в логистический хаб пока не видно», — считает Юрий Дергачев.
В то же время, по мнению гендиректора ООО «ДСВ Транспорт», склады класса «А» в Калининградской области нужны. И даже под текущие потребности экономики региона без учета возможного активного развития предприятий (новых резидентов ОЭЗ) дефицит таких площадей составляет не менее 20-30 тысяч квадратных метров.
Как сообщал РБК Калининград, непростая ситуация на фоне пандемии сложилась на рынке аренды коммерческой недвижимости. Офисные помещения простаивают из-за того, что многие арендаторы переходят на удаленку или выбирают площади поменьше. В ритейле несколько другая история: арендные помещения пустуют, поскольку многие арендодатели не готовы пойти навстречу бизнесу и снизить плату. Подробнее.