Калининград, 29 июл, 14:25

Фишкин: ситуация на авторынке Калининграда лучше, чем в других регионах

Калининградские эксперты оценили продажи авто в российском эксклаве
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

На российском авторынке усиливается кризис, считает сооснователь и директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. По итогам первого летнего месяца автодилеры накопили на складах 500 тысяч нераспроданных машин. Суммарный объем пополнения складов за счет производства и импорта составил 103,8 тысяч штук и на 13,5 тысяч машин превысил объем месячных продаж (90,2 тысячи). Как следствие, около 30% автодилеров в стране оказались на грани закрытия, подсчитал глава ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин. РБК Калининград решил узнать у местных экспертов, что происходит сейчас на автомобильном рынке Калининградской области.

В июне количество нераспроданных авто на складах сократилось на 20-30 тысяч штук, приводит статистику Целиков. Он констатирует: по этой причине скидки на новые автомобили сохранятся во втором полугодии, а дилеры продолжат терять деньги.

Генеральный директор калининградской автомобильной компании «Оттокар» Илья Фишкин по итогам июля фиксирует небольшое увеличение трафика визитов в дилерские центры. Сказать, что посетители станут потенциальными покупателями и это как-то изменит ситуацию, собеседник РБК Калининград пока затрудняется. Но считает, что в целом ситуация в российском полуэксклаве чуть лучше, чем в других регионах.

«Это связано с тем, что сюда едет очень большое количество туристов, и автомобили покупаются для прокатного бизнеса, для такси, и эти факторы как-то поддерживают калининградский рынок», — объясняет предприниматель.

По оценкам «Автостата», запасов дилерских складов в России хватит в среднем на 4–7 месяцев продаж. По мнению Фишкина, и в этом плане ситуация в самом западном регионе страны смотрится выигрышнее, потому что местные дилеры придерживаются сдержанной консервативной политики и не затоваривают склады большим количеством автомобилей.

«Если говорить в целом о том, сколько машин сейчас находится на складах в других регионах, я не думаю, что дело совсем плохо. По одним данным сегодня эти остатки составляют 500 тысяч машин, по другим — 400 тысяч. В среднем в стране в месяц продается около 100 тысяч машин, значит запаса хватит где-то на 4 месяца. Вопрос в том, что заводы продолжают работать и поставлять новую продукцию. В этом большая сложность. Но сейчас ключевую ставку снизили на 2%, и теперь какое-то движение, пусть не сильное, но оно начнется», — считает эксперт.

По поводу акций и скидок производителей Илья Фишкин солидарен со своими федеральными коллегами. Эти акции уже действуют, и цены на машины стали заметно ниже, что касается и калининградского «Автотора».

«"Автотор" последние 3-4 месяца старается автомобилям, которые выпускает, давать адекватную цену. Я думаю, что давно надо было это делать на самом деле. Просто сначала задрали цены, а сейчас они вернулись к тем разумным пределам, которые должны быть», — резюмирует собеседник РБК Калининград.

Если с начала года авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в целом по стране было продано около 400 тысяч штук, то масштабы торговли электромобилями гораздо скромнее. По данным агентства «Автостат», за первые шесть месяцев 2025 года в России продали 4 398 новых электромобилей, что на 57% меньше аналогичного периода прошлого года.

Продажи электромобилей

Снижение продаж новых электрокаров объясняют общим падением российского авторынка, удорожанием автомобилей, повышенным коммерческим утилизационным сбором на гибриды и электромобили.

«Локализованное производство электромобилей в России только формируется, основной объем продаж представлен импортом, объемы которого сокращаются под давлением резкого повышения утилизационного сбора, а также высоких ставок по кредитам. На самые популярные на российском рынке марки электромобилей и гибридов ставки утильсбора выросли с января 2025 года сразу более, чем в 20 раз, в то время как для автомобилей с ДВС — существенно меньше», — приводит слова директора Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) Алексея Жихарева «Российская газета».

Фото: пресс-служба регионального правительства

У главы компании «Кениг-рент» — дилера «Автотора» по продажам «Амбер Авто» — Александра Навагина на этот счет свое мнение. Предприниматель соглашается, что в целом продажи автомобилей падают, но надо понимать, что прежнего автомобильного рынка уже не будет, он новый: сейчас на нем другие игроки и бренды.

«Здесь надо понимать, что мы все — дилеры и потребители — должны подстроиться под эту историю. Первые из дилеров, кто это сможет сделать и будет в будущем лидировать по всем позициям», — считает собеседник.

Что касается местного бренда «Амбер Авто», то производитель в последнее время очень вкладывается в маркетинг, отмечает Навагин. Как следствие, подводя итоги июля, дилер говорит, что продажи месяца выросли до 30 машин, а в следующем месяце планируется продать 50 электрокаров.

«Для нас это рекордные показатели, потому что с начала года этот показатель составлял обычно 5-7 автомобилей. Производитель очень поддерживает маркетинговыми активностями, например, с 1 августа он предоставляет специальную нулевую ставку кредитования на приобретение электрокаров, по сути это будет рассрочка. Плюс, не забываем, что в регионе работает субсидирование в размере 925 тысяч рублей на первоначальный взнос. Единственно, в августе при рассрочке первоначальный взнос будет выше обычного, от 50% стоимости авто», — комментирует участник рынка.

Он отмечает, что Калининград — отдельный регион России со своими экономическими правилами.

«"Амбер Авто" — совершенно новый автомобиль, который люди у нас «распробовали». Мы приспосабливаемся к новому рынку, и я не считаю, что электромобили продолжат падать в продажах. Они наоборот должны расти, так как это новое, современное веяние, экологичная история, и у каждого есть свои причины купить и использовать этот автомобиль», — считает Навагин.

По его словам, несмотря на общероссийскую тенденцию сокращения объемов продаж электрокаров, у калининградских игроков этого рынка, которые пытаются подстроиться под новые правила игры и идут навстречу потребителям, наоборот эти значения растут или остаются неизменными, но не идут вниз. Этому способствует и политика региона: эксклав взял курс на электромобильность и на его территории активно развивается инфраструктура, электрозаправки есть не только в областном центре, но и в муниципалитетах региона.

Рост утильсбора на данный вид транспорта пока не отразился на ходе продаж, потому что сегодня дилеры продают электрокары 2024 — начала 2025 годов, говорит глава «Кениг-рента». Собеседник прогнозирует, что в будущем стоимость «Амбер Авто» с учетом нового размера утильсбора, конечно повысится.

Как писал РБК Калининград, цены на автомобили европейских премиум-брендов, таких как BMW, AUDI, Lamborghini и т.д — вырастут как минимум на 20%. Генеральный директор калининградской автомобильной компании «Оттокар» Илья Фишкин допускает, что подорожание премиум-марок возможно, но не сразу, а ближе к концу года.

Для занятых руководителей: что такое мини-MBA и какие навыки она дает
Проклятие Nokia. Спасет ли на этот раз компанию $1 млрд инвестиций
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозу
В мире — «великая передача богатства». Кто от нее выиграет
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падает
Сладость или гадость: чем можно заменить сахар и насколько это безопасно
Забытые домены служат мишенью для хакеров: как провести ревизию