Калининград, 31 янв 2023, 10:00

Строительство завода «Росатома» под Калининградом подорожало в 2 раза

Читать в полной версии

«Росатом» почти вдвое увеличил оценочную стоимость завода по производству литий-ионных батарей для автотранспорта в Калининградской области. Об этом пишет «Коммерсант» во вторник, 21 января, со ссылкой на обновленный план Правительства по развитию производства систем накопления энергии (СНЭ) в стране.

Согласно документу, завод «Росатома» по производству литий-ионных батарей в Калининградской области — самый масштабный проект, стоимость которого увеличилась до 51,5 млрд рублей.

Напомним, при старте проекта инвестиции оценивались в объеме не менее 26 млрд рублей.

В «Росатоме» поясняют, что завод строится с нуля и не имеет аналогов в стране, а в его цену входят затраты на строительство инфраструктуры и собственного R&D-центра.

Госкорпорация планирует вложить в строительство гигафабрики 19,2 млрд собственных средств, еще 27,3 млрд будут привлечены за счет кредитов. Кроме того, бюджет области выделит субсидию в 5 млрд рублей.

Региональные власти направят средства на строительство гигафабрики с 2023 года. Изначально выделить деньги планировалось в 2022 году, но позже правительство решило отложить выделение субсидий на год с целью «формирования бюджетного баланса». В этом году будет выделяться 2 млрд, в 2024 — 3 млрд рублей.

Фото: Надежда Будрина

Из обновленного плана следует, что «Росатом» планирует до 2025 года продать внутри страны батареи емкостью в 690 МВт/ч на 14,8 млрд рублей. К 2030 году их мощность увеличится до 3,75 ГВт/ч, а объемы продаж вырастут до 35,6 млрд рублей. Экспорт продукции в 2023 и 2024 годах составит примерно по $21 млн в год, в 2025 году — $29 млн, а в 2030 году — $107 млн.

«В «дорожной карте» Правительства приведены «оценочные значения инвестиций с учетом не только создания самого производства, но и заложенного в стоимость строительства R&D-центра для разработки новых технологий производства батарей и проведения НИОКР». Гигафабрика строится с нуля, что предусматривает создание развитой инфраструктуры, а также поставку высокотехнологичного оборудования. Финальный объем инвестиций будет определен после проведения госэкспертизы», — объясняют в ООО «Рэнера».

«Удельная стоимость строительства калининградской фабрики — 184 млн долларов за 1 ГВт/ч при условии, что речь идет о вложениях только в линию на 4 ГВт/ч. Для сравнения: LG планирует построить фабрику в США мощностью в 11 ГВт/ч за $1,3 млрд, что примерно на 50% ниже удельной стоимости калининградского объекта», — отмечает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он считает, что более высокие капзатраты российского объекта могут быть связаны со снижением доступности и удорожанием необходимого передового оборудования для российских компаний, усложнением логистики, возможными курсовыми шоками.

Как писал РБК Калининград, строительством предприятия в Неманском муниципальном округе займется ООО «РЭНЕРА», которая входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ». Планируется, что завод начнет работать в 2025 году и обеспечит потребности российских автопроизводителей в тяговых батареях. Литий-ионные батареи российского предприятия будут применять в электробусах, электромобилях, спецтехнике.

Новое предприятие обеспечит рабочими местами около 900 человек (до 1500 человек, включая сопутствующие поддерживающие производства). Завод станет не только крупным налогоплательщиком в регионе, но и будет способствовать развитию сопредельных сфер – образования, науки, технологий, производственной кооперации.

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Как зашифровать личные блокноты и заметки: три сервиса
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии