Обзоры РБК Калининград, 31 дек 2020, 12:23

«Идёт очистка». Предприниматели области об уходящем 2020 и планах на 2021

Читать в полной версии
Фото: Pixabay.com

В уходящем 2020 году итоги принято подводить «без пандемии». Как показала практика, идея не говорить о коронавирусе, говоря об итогах года с предпринимателями, изначально оказалась плохой. Потому что коронавирус оказал самое прямое и непосредственное влияние на все экономические и бизнес-процессы.

В последний день уходящего года РБК Калининград открывает серию публикаций, в которых наши эксперты расскажут, каким был для них 2020 и какие перспективы они видят на 2021. Журналисты редакции задают спикерам три вопроса: 1) какие важные изменения произошли в отрасли в целом? 2) что удалось и что не удалось сделать в своей компании? 3) какие планы строите на 2021 год?

Андрей Виноградов, член правления калининградской региональной фармацевтической ассоциации и владелец сети «Зеленая Аптека»:

1) «Конечно, первое — это пандемия. Потому что это несколько изменило работу аптек. Второе — это введение маркировки на лекарственные препараты. Она очень сильно осложнила работу аптечных сетей на всех уровнях. И третье событие — отмена вмененного налога. В том числе, под это попали аптеки розничной торговли лекарственными препаратами. В результате налоги нам увеличили в 5-10 раз. Еще одно из запомнившихся событий — дефицит лекарственных препаратов, который усугубила маркировка».

2) «На 2020 год мы планировали открыть новую аптеку в Черняховске, но, к сожалению, этого не произошло по целому ряду причин. Кроме того, я планировал открытие аптечного музея, но вместо этого удалось открыть арт-композицию «Мельницы Инстербурга». Там, в новом отреставрированном квартале Черняховска, я поставил несколько крупных жерновых камней из моей коллекции».

3) «На 2021 год я запланировал все-таки открыть еще одну аптеку, большую и современную в Черняховске. То есть то, что планировал на этот год, я перенес на будущий».

Борис Бартфельд, владелец отеля «Дом сказочника»:

1) «Без упоминания пандемии не обойтись — от нее всё зависело. Из важных событий года, во-первых, закрытие бизнеса с 27 марта на три месяца. Затем постепенное открытие бизнеса и наплыв отдыхающих с загрузкой даже выше, чем обычно. Это летом и до начала октября. После этого снова нестабильная ситуация, связанная с ограничениями на объекты питания и показа экскурсий».

2) «Ничего не было сделано для развития благоустройства. Все, что хотелось сделать по улучшению условий, по развитию этого направления — все заморозилось. Потому что нет перспективы. К сожалению, произошла стагнация. Положительных моментов нет. А то, что из-за ограничений на выезд за рубеж у нас летом была загрузка выше, чем обычно — это ситуационная выгода, ее закрепить не удастся».

3) «В 2021 году у меня надежды на то, что ограничения и сама пандемия будут исчерпаны весной. И в сезон хотелось бы войти нормально, чтобы установилась стабильная ситуация. Когда это случится, можно будет говорить о каком-то планомерном движении. Сейчас вкладывать деньги в развитие очень тяжело».

Сергей Файзов, генеральный директор интернет-магазина женской одежды FavorModa, директор бухгалтерской группы «Профит-Аналитика»:

1) «В этом году стало тяжело вести бизнес тем, кто занимается продажами импортного товара, потому что часто меняются правила игры. Например, маркировка: нужно ставить определенные программы, а они все кривые, не ставятся. И бизнесмены занимаются не тем, чем они должны заниматься — насыщать свои прилавки в магазинах. Вместо этого приходится бороться с системой для того, чтобы она разрешила торговать этими товарами. И все эти новшества, которые приходят в бизнес, они все отвлекают от работы. Они повлияли на себестоимость товаров. Также курс доллара подскочил очень сильно. И товар стал дороже, и расчёты у нас все-таки идут у импортных товаров — все подскочило. Завозить стало сложно и продавать — у людей мало денег. С другой стороны, эти трудности укрепляют бизнес. Неподготовленные остаются за бортом, другие справляются и остаются в нише. Думаю, идет такая очистка, которая заставляет больше конкурировать, думать, оценивать рынок и больше поворачиваться к потребителю».

2) «Интернет-магазин мы сейчас заморозили: ждем весны. Мы не выходим на рынок и не хотим продавать ниже себестоимости. А по основному бизнесу — это бухгалтерская группа — мы переходим на CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами — прим. РБК Калининград). Это — новые возможности».

3) «Следующий год мы объявили годом «ничего лишнего». Мы поняли, что много работали ради работы, а не ради результата. Теперь работа перенаправлена на эффективность. Поняли это из-за падения рынка. Раньше было много работы и не хватало времени на внутреннюю реорганизацию».

Ольга Иванова, директор «Калининградской фабрики упаковки»:

1) «Самое главное для нас — это закрытые границы. Это сильно ограничило нашу деловую активность. В 2019 году мы заключили экспортный контракт и в 2020 должны были развивать экспорт. Но, к сожалению, это стало невозможным из-за того, что наш формат работы предполагает встречи с клиентами. Все послабления, которые давали бизнесу — льготные кредиты, рассрочка по налогам — нас обошли. Наша отрасль не относилась к пострадавшим, но мы работали в гораздо худших условиях. Потому что часть наших клиентов пострадала, плюс не только закрытые границы, но даже в России мы не могли ездить к клиентам — многие уходили на удаленку, не готовы были встречаться».

2) «Мы все выдержали, не закрылись, не разорились. Внутри мы перестроили работу, поменяли команду, теперь она сплочённая и дружная. Плюс, мы разработали много новых видов продукции, активно занимались маркетингом, проводили много экспериментов».

3) «Планы, которые были на 2020 год, переносим на 2021-й. Это экспорт и новые виды продукции. У нас к концу года появилось много идей, как это все реализовать даже в условиях ограничений».

В январе 2021 года РБК Калининград продолжит серию «итоговых» публикаций — о прошедшем 2020 и планах на наступивший 2021 будут говорить калининградские эксперты.

Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Как любовь к видеоиграм в детстве помогает взрослым с карьерой
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
Как составлять запросы для нейросетей — практическое пособие