Калининград, 31 дек 2021, 16:00

Лучшее за год. Как живут частные музеи Калининградской области

РБК Калининград продолжает подводить итоги 2021 года и вспоминает свои лучшие материалы на самые горячие темы уходящего года.
Читать в полной версии
Фото: Страница ВКонтакте «Старой немецкой школы Вальдвинкель»

В Калининградской области, по данным туристического инфоцентра на апрель 2021 года, 76 музеев. Из них 24 частных, и в последние годы их число увеличивается. Многие были созданы и до сих пор содержатся на деньги их владельцев и не приносят большой прибыли. РБК Калининград поговорил с музейщиками и узнал, как живут эти учреждения, чем зарабатывают и как на них отразилась пандемия.

Держатся на энтузиазме

Мама Инессы Наталич была завучем в поселковой школе, а сама Инесса с детства активно интересовалась местной историей. Позднее, супруги Наталич выкупили здание бывшей немецкой школы в поселке Ильичево Полесского района в память о матери и переехали туда жить. Когда в 1991 году в Калининградскую область стали приезжать немцы, они часто приходили в гости и рассказывали новым хозяевам здания о том, как они там учились.

«Я от живых немцев собирала эти сведения — по каким программам, по каким учебникам учились. Они привозили мне много экспонатов. Потом я это все насобирала и музей у себя открыла дома. Участвовала в проекте, получила грант на пять тысяч евро — тогда это было 200 тысяч рублей, и столько же должна была вложить сама», — рассказывает Инесса.

Фото: Страница ВКонтакте «Старой немецкой школы Вальдвинкель»

Так, в 2011 году при помощи гранта проекта «Вода, природа, люди в исчезающем ландшафте — проект по развитию сельского туризма в Полесском районе» в Ильичево появился музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель». Его владелице на тот момент было 65 лет, и в создание своей идеи она вкладывала пенсию.

В штате музея — только Инесса Наталич. Она проводит мастер-классы и экскурсии. Содержится «школа» за счет денег от продажи билетов (250 рублей с человека), небольшой сувенирной линейки и пенсии его хозяйки.

«У нас все музеи держатся на энтузиастах. В государственных, может, и работают за деньги — ходят на работу, а все остальные только на инициативе держатся. Никакого преимущества перед государственными у меня нет, даже наоборот. Я в штате одна, а в государственных их много, им веселее. Но мне эта работа нравится, я ей живу, можно сказать».

Образ жизни

В конце марта в поселке Дружба Правдинского городского округа открылся музей города Алленберга (довоенное название поселка). Владимир Созинов восстанавливает и обустраивает его в бывшем домике смотрителя шлюза Мазурского канала. Также предприниматель восстанавливает в регионе тевтонские замки.

Когда-то часть здания принадлежала семье уроженки Алленбурга Утэ Бэзманн. В память о родителях она начала восстанавливать его, чтобы создать там музей поселка. В 2012 году сгорел мансардный этаж. Женщина не стала заниматься музеем лично, а передала свою идею и жилплощадь Созинову.

«Это образ жизни, это не хобби. Я просто обещал бывшей хозяйке этого дома, из уважения к ней, истории ее семьи, когда она передавала мне две квартиры в этом доме. Делал это исключительно своими руками, за свой счет», — говорит бизнесмен.

Фото: Предоставлено Владимиром Созиновым I Дом до пожара

Когда два года назад в разговоре с РБК Калининград он анонсировал создание музея, предполагалось, что посещение домика смотрителя будет бесплатным, «но обстоятельства меняются». Сейчас вход стоит 100 рублей со взрослого человека, а в подарок посетители получают входной билет в виде открытки с дядюшкой Мазуром и чашку кофе.

Пока для туристов открыт только кабинет смотрителя. На его обустройство у предпринимателя ушло 3 млн рублей. А в будущем он планирует открыть для посетителей столовую, ванную, кухню и спальню, подвал и мансарду дома — сейчас они также ждут ремонта и обустройства.

«У нас много частных туров, когда москвичи берут автомобиль, гида, и их возят по области. Никто не едет сюда специально, в эту точку. Она попадает в этот круг, который наш губернатор всячески продвигает, — Железнодорожный, Правдинск, Мазурский канал, шлюз. Они заезжают на мой объект всегда на 10-15 минут, кофе я успеваю их угостить, рассказать», — говорит Созинов.

После пожара дом стал нежилым и холодным: «Хотелось бы сделать его хотя бы теплым, светлым. И, слава богу, он не памятник, поэтому я могу позволить себе внутреннее убранство. Я придумал, что дядюшка Мазур был большим поклонником стиля прованс, вот оформляю в стиле прованс».

Жизнь как в музее

Одно из самых известных частных учреждений культуры Калининграда — музей-квартира Altes Haus — было создано в 2014 году, и в феврале отметило свой седьмой день рождения. Его создатели, Александр и Наталья Быченко, решились на открытие совершенно случайно.

Фото: Предоставлено музеем Altes Haus

«Делали ремонт у себя и снимали квартиру у приятеля в историческом доме. Квартира была с восстановленным историческим интерьером, и каждый, кто приходил, говорил: “Ух ты, вы живете как в музее”. Почти 9 месяцев это продолжалось и мы поняли, что надо с этим что-то делать. Не понимали изначально, что это будет — музей или какое-то пространство, где будут встречаться люди, за чашкой чая что-то обсуждать, говорить. А потом появилась мысль, что если они пришли что-то обсуждать, так может им что-то надо до этого рассказать с исторической точки зрения, чтобы было что обсуждать», — говорит Наталья.

Она отмечает, что с самого начала они с Александром договорились делать музей, в который самим хотелось попасть — без вахтеров и красных лент, рассказывающий про повседневную жизнь обычных людей.

Сам музей создан на личные средства семьи Быченко. Есть музейный магазин и кафетерий. Доход от коммерческой деятельности позволяет работать, развиваться. «В прошлом году, я получила статус социального предпринимателя, так как музейная деятельность является социальной», — поясняет Наталья.

Сейчас супруги готовят к открытию музей Калининграда советского периода «Дом китобоя». Его создание уже финансировалось за счет благотворительного фонда Потанина и был собран Народный архив в рамках президентского гранта. Помещение в безвозмездное пользование на 49 лет выделило правительство Калининградской области.

«“Дом китобоя” — наш второй музей, который мы открываем в мае. Это музей, в котором будем рассказывать про жизнь и быт Калининграда 60-80 годов.

Калининград нашего детства уже не существует. Но память о нём жива. И неважно, частный это музей, или государственный, мы все должны вместе сохранить, сберечь наследие нашего города, в котором живем, и который очень любим.

Ведь не зная, что было раньше, невозможно сделать что-то в будущем», — подчеркивает Наталья.

«Делаем для себя»

1 января 2021 года на улице Ремонтной в Калининграде открылся частный музей инклюзов, украшений и изделий из янтаря «50 миллионов лет». Его основала компания, которая профессионально занимается обработкой янтаря.

«Мы приобрели жилую секцию в историческом районе и три года вынашивали идею открытия частного музейного пространства с определенным сектором услуг, которые у нас нигде не предлагаются — интерактивы, мастер-классы, экскурсоводческая деятельность», — рассказал сотрудник музея и экскурсовод Александр.

Посещение музея пока бесплатное. Гости могут попасть на экскурсию, подержать в руках янтарные экспонаты. В музее также можно купить часть изделий компании. «Нам пока главное, что люди уходят довольные — как частные маленькие группы, так и большие. Мы уверены, что превратим эту точку в хороший туристический объект со временем. Гиды нас знают, к нам приходят. У туристов появилась возможность зайти в старый дом, где жил каменщик, посмотреть, как это изнутри выглядело», — поясняет собеседник.

Музей создавался своими руками и за счет собственных средств компании, говорит Александр. Только покупка секции, без учета дальнейших вложений обошлась в 12,5 млн рублей. «Чтобы открыть такие пространства, необходимо иметь определенный бэкграунд. Мы не рассчитываем изначально на какую-то сверхприбыль, в первую очередь делаем это для себя», — говорит экскурсовод, при этом подчеркивая, что вложения обязательно окупятся.

Окупаемость

Фото: Предоставлено Владимиром Созиновым

Владимир Созинов уверен, что частные музеи в исторических зданиях, вроде его домика смотрителя, никогда не будут приносить прибыль и никогда не окупятся, потому что при приведении памятников той эпохи в надлежащий вид, затраты многократно превышают доход. 

«Условно говоря, я поменял двери межкомнатные. Естественно, все должно быть аутентично. Она стоит 35 тысяч. Цена билета у меня 100 рублей. То есть, мне чтобы просто окупить эту дверь, исключая все остальное — мою жизнь, жизнь семьи, прочие расходы, — мне надо чтобы 350 человек зашли и дали мне 150 рублей. Это почти месяц. При этом ценники в строительных магазинах меняются еженедельно. То, что я покупал год назад, выросло на 80-100%», — сетует предприниматель.

Пандемический кризис

Музеи, как частные, так и государственные, сильно пострадали от коронавирусных ограничений. И многие из них не смогли получить финансовую помощь от властей.

Фото: Страница ВКонтакте «Старой немецкой школы Вальдвинкель»

«У меня был экономический кризис, еле выжила на одну пенсию. У меня в основном школьники, а детский туризм, можно сказать, умер. 5 марта прошлого года была последняя экскурсия, и больше детей нет. Приезжают только малочисленные группы, основном семьи с детьми. Власти не помогали, ни копейки.

Восстанавливаться сейчас не получается, потому что все едут на Косу, в глубинку-то кто поедет?»

— рассказывает владелица «Старой немецкой школы Вальдвинкель» Инесса Наталич.

Пандемия отразилась и на музее Altes Haus — он закрылся 18 марта 2020 года и не работал до 22 июня. «Мы понесли убытки, но прекрасное лето 2020 года скорректировало и помогло нам с новыми силами дальше продолжать строить “Дом китобоя”. Сейчас еще не совсем турсезон, но из-за ограничений Роспотребнадзора о группах не более 12 человек, не всем удается попасть к нам, некоторым приходится отказывать», — поясняет Наталья Быченко.

Частные vs государственные

Фото: Предоставлено музеем Altes Haus

Частные музеи играют важную роль в сохранении культурного наследия Калининградской области. Они интересны тем, что имеют узкую направленность и необычную тематику: будь то кошки, ангелы или прусский кирпич, рассказали в региональном туристском информационном центре.

«Зачастую гости могут легко пообщаться с самим создателем коллекции музея, узнать историю её создания, интересные факты, связанные с поиском экспонатов. Частные музеи, как правило, меньше, и поэтому посетители чувствуют себя в уютной, домашней атмосфере и именно там могут найти единомышленников, которым также интересна тематика музея», — пояснили в инфоцентре.

При этом там отметили, что гости региона отдают предпочтение крупным государственным музеям, таким как: Музей Янтаря, Музей Мирового океана и Музей изобразительных искусств. Но в последнее время, большую популярность набирают и частные музеи. Только за последний год в области открылось три музея: Подвальчик с историями, Музей открыток, Музей инклюзов «50 миллионов лет».

«Мы более гибкие в плане графика, ценообразования, мы можем позволить себе внеурочное время работы, — говорит Наталья Быченко. — У меня нет четких заданий и планов, могу взять на работу столько людей сколько нужно, а не сколько положено. А минус — не всегда частный музей воспринимается как серьезная организация».

Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам