Обзоры РБК Калининград, 01 сен 2017, 13:14

Цветут цветы: как развивается калининградский цветочный рынок

В первосентябрьские дни продавцов цветов ожидает традиционный всплеск спроса и, соответственно, выручки. Редакция РБК-Калининград узнала, как обстоят дела на региональном цветочном рынке.
Читать в полной версии

Оборот рынка цветов в регионе увеличивается. Об этом свидетельствует рост ввоза цветов и горшечных растений в область. По данным управления Россельхознадзора по Калининградской области, за 2016 год было проверено более 55 миллионов штук цветочной продукции, саженцев и горшечных растений. Рост составляет 10,6% по сравнению с 2015 годом. Тогда специалисты ведомства досмотрели более 50 миллионов 142 тысяч цветов и растений.

Пресс-служба регионального Россельхознадзора в конце 2015 года отмечала, что «общие объемы движения подкарантинных грузов (куда входит и цветочная продукция) в 2015 году увеличились в 1,2 раза в сравнении с 2014 годом». В текущем году только за первое полугодие Россельхознадзор досмотрел уже более 54 миллионов цветов, саженцев и растений в горшках. В общей сложности цветы поставляются в область более чем из 50 стран. Чаще всего их ввозят из Голландии и Эквадора.

Культура дарения развивается

Основные места продаж цветов на городских рынках Калининграда годами остаются неизменными. Это торговые ряды у входа на Центральный рынок, цветочные ряды на Ленинском проспекте и ул. Мусоргского, а также торговый центр напротив парка Калинина.

Количество цветочных рынков не увеличивается. Но растет число магазинов и индивидуальных студий флористики. Например, сеть «Цветы Голландии» в дополнение к 25 уже существующим точкам собирается добавить еще несколько магазинов. Часть игроков на рынке намерены в ближайшее время заняться переоборудованием помещений. Представители отрасли связывают это с тем, что владельцы бизнеса стараются, чтобы их магазины соответствовали определенному стандарту качества для потребителей. При этом они единогласно отмечают: в городе развивается потребительская культура, покупатель стал более разборчив, развивается и культура дарения цветов, утверждают флористы.

Еще одна причина появления большого числа студий — в желании специалистов развиваться и создавать продукт, отличный от предложения массового рынка, говорит владелица студии White Workshop-flowers & handmade Ольга Бондаренко.

«Многие флористы открывают свои студии: мы ж народ вольный, плясать под дудку не хотим. Устали мы от целлофанов, мы хотим упаковку заморскую и цветы необычные. А не каждый начальник будет тебя слушать. Поэтому мастера крутятся сами, создавая свой уникальный продукт», — отмечает она.

В то же время в городах области продажи цветов падают. Сразу несколько участников рынка признали, что сократили число магазинов в области, сосредоточившись на Калининграде. Это произошло из-за достаточно низкого спроса и падения величины среднего чека в муниципалитетах. Причинами предприниматели называют уровень доходов жителей и конкуренцию дачников на поселковых рынках, продающих цветы со своих клумб по ценам в разы ниже, чем в магазинах. Однако признают, что серьезных исследований причин спада продаж в областных городах не проводили.

Фото: Роман Родионов

Калининградские розы и тюльпаны

Цветочный рынок региона живет не только за счет импорта. Помимо частных дачных хозяйств, в области есть и крупные производители цветов. Как рассказал владелец хозяйства «Мастерская растениеводства Планта», существующего в регионе с 1994 года, Виталий Додуев, хозяйство сосредоточено на производстве саженцев.

«У нас специфичное хозяйство. Оно занимается выращиванием саженцев роз. Качество — не буду скромным — на уровне. И ценовая политика доступна для наших покупателей. Допустим, привозная роза стоит около 1 тысячи рублей за контейнер, у нас она стоит 500–700 рублей. Это контейнерная культура, трехлетний саженец со сформированной корневой культурой в цветущем состоянии», — пояснил он.

Но только саженцами хозяйство не ограничивается: здесь растут сезонные цветы, которые продаются в магазине «Планты». А к 8 Марта выращиваются тюльпаны и другие луковичные растения.

Одно из крупнейших хозяйств региона — садовый центр «Калинково», работающий более 5 лет. В основном здесь выращивают тюльпаны, хризантемы, горшечные хризантемы и гиацинты. К Новому году — цикламены и пуансетию. Летом в ассортимент добавляется большое количество цветов из открытого грунта. Цветы продаются в магазине при питомнике, одноименной точке в Калининграде.

«Основной наш партнер — магазин «Розенштрассе», и торговые сети у нас берут: «Бауцентр», «Виктория», Spar», — рассказал оперативный директор «Калинково» Дмитрий Шпитальный.

По его словам, производимого хозяйством количества товара достаточно, чтобы покрыть потребности регионального рынка. Также «Калинково» экспортирует товар в другие регионы России. В 2017 году в РФ экспортировали около 10 миллионов срезанных тюльпанов и около полутора миллионов срезанной хризантемы. Это больше, чем в аналогичный период прошлого года, отметил Шпитальный.

Средняя стоимость цветов и букетов в области (Фото: Роман Родионов)

Праздничные продажи

Сегодня средняя стоимость цветов в розничной продаже одинакова на рынках и в магазинах. Цена веточки хризантемы составляет 100 рублей. Столько же будет стоить и одна гербера. Ценник на розы начинается от 60 рублей за цветок. По-прежнему актуально к 1 сентября часто встречающееся предложение 10 роз за 300 рублей. Стоимость гладиолусов, в большом количестве появившихся перед Днем знаний, также равна 100 рублям за цветок. Цена простых букетов из роз и хризантем начинается от 500 рублей. Авторские композиции с украшениями — от 1 тысячи рублей. В «Калинково» цены ниже — хризантемы можно приобрести за 30 рублей, тюльпаны — от 25–30 рублей.

В праздничные дни продажи серьезно растут. Это единогласно признают представители цветочного рынка. Причем упор делается не на повышение ценника, а на увеличение объема продаж. Назвать точные цифры они затруднились, поскольку динамика меняется ежегодно: на нее влияют погодные условия, уровень покупательской способности населения и конкуренция. В среднем можно говорить, что в праздники покупают в 2 раза больше цветов, чем обычно, говорят игроки рынка. При этом в Калининграде основными «продажными» праздничными днями в последние годы стали не только 8 Марта и 1 Сентября, но и Новый год.

Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим