Калининград, 02 дек 2016, 14:58

Антон Алиханов: «Инвестора не оставят перед закрытой дверью»

Региональное правительство пересмотрит подход к работе с инвесторами. Врио губернатора рассказал РБК Калининград, как искал точку входа инвесторов в регион, о «зеленом коридоре» для проектов и новых KPI для чиновников
Читать в полной версии
(Фото: Егор Сачко)

Систематизировать подход

— Почему возникла необходимость менять подход к работе с инвесторами?

— Год назад у нас не было возможностей детально разбираться с существующим механизмом привлечения инвестиций в регион, он изучался уже на практике во время общения с потенциальными инвесторами, мы пытались понять, где же точка входа инвесторов в регион. Так было с компанией Arc International. Каждую неделю мне докладывали о проведенной работе, многое приходилось корректировать по ходу работы.

— Французский Arc, кстати, как вошел в Калининград?

— Через Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Вообще история с Arc показательна. Наша Корпорация развития сообщила, что на согласование всех процедур потребуется порядка 90 дней, подписание соглашения было запланировано на август. За неделю до проведения Петербургского международного экономического форума мне позвонили из РФПИ и говорят: «Все, подписываем, какие 90 дней!» В итоге две бессонные ночи, три дня телеконференций, согласование со всеми ведомствами и вот – постановление правительства.

О чем это говорит? Есть ограничения бюрократического толка, они в головах и с ними нужно бороться, вбивать в голову клиентоориентированный подход. Его основная цель – привлекать инвесторов, а не ждать установленных законом сроков. Инвестор не будет выбирать территорию, на которой им не интересуются, за него нужно бороться в условиях сжимающихся инвестиционных возможностей, водить за руку по всем этапам.

— Получается, и потенциальные инвесторы до конца не понимали, как входить в регион?

— Когда работа уже была закончена и было заключено инвестиционное соглашение, пришло понимание, что механизм является слишком сложным не только для инвестора, но и для нас самих. Необходимо сделать для инвестора что-то вроде «зеленого коридора» и свести к минимуму любые бюрократические проволочки.

К тому же за предшествующий период было создано достаточно инфраструктуры по работе с инвесторами: Корпорация развития Калининградской области занималась привлечением инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, инфраструктуру. Корпорация развития туризма, соответственно, привлекала инвестиции в туризм, были созданы фонды поддержки предпринимательства. Каждый из них играл свою роль в работе с инвестором, но между собой все они мало взаимодействовали, это приводило к серьезной потере времени.

Понятно, что такая ситуация не может устраивать ни инвесторов, ни правительство области, здесь нет системного подхода, и стало очевидно, что необходимо переосмыслить эту работу, систематизировать подход. Первый этап этой работы – объединение двух корпораций – развития и туризма – в одну.

— И она станет той самой единой точкой входа?

— Да. Корпорация будет проводить первоначальную оценку проекта, насколько он соответствует приоритетам, которые установило правительство области и будет сопровождать его по полной программе – от прохождения Совета по улучшению инвестиционного климата до реализации.

— Ранее вы высказывали претензии к работе Корпорации развития Калининградской области.

— Многие были недовольны работой корпорации, так как за длительное время ее существования крупные инвесторы в Калининградскую область не пришли, она не смогла наладить работу с профильными министерствами и федеральными институтами по привлечению инвестиций. Да и вообще, количество выездов, участие в международных выставках было сведено к минимуму. Не все было хорошо с продвижением региона, хотя Калининградская область обладает уникальным инвестиционным режимом в рамках ОЭЗ. У нас есть четкое понимание: условно говоря, чтобы привлечь одного инвестора, нужно провести 99 встреч, чтобы он просто приехал в область и ознакомился с нашей инфраструктурой. Это как «холодные звонки» клиентам – обязательная часть работы. И здесь обновленная корпорация должна себя более активно проявить, рекламируя регион и показывая его преимущества.

— Что будет с Советом по улучшению инвестклимата в Калининградской области?

— В перспективе он также будет реформирован, так как проведение проектов через Совет стало громоздкой и бюрократической процедурой.

— Какие проекты будет вести Корпорация развития?

— Комплексные, которые требуют координации работы множества ведомств. Например, строительство под инвестора специальной инфраструктуры – газовой, электросетевой, дорожной. Есть инвесторы, которые готовы войти в область на условиях предоставления мер государственной поддержки. В перспективе это могут быть дополнительные налоговые льготы, льготная земля, льготное подключение к инфраструктуре, это тоже можно будет делать через корпорацию.

Фото: Егор Сачко

Есть проекты, которым не нужно какое-либо сопровождение. Инвестор может сам купить землю, договориться с муниципалитетом о подключении к инфраструктуре и начать работу. Можно зайти на готовую инфраструктуру частных индустриальных парков, поставить там производство. Другое дело, если инвестор захочет стать резидентом ОЭЗ, здесь мы работаем над сокращением сроков регистрации. Всеми этими вопросами будет заниматься проектный офис корпорации. Другое направление работы проектного офиса корпорации – работа с рейтингами состояния инвестиций в регион. Я бы не сказал, что у нас все плохо с рейтингом, но по таким параметрам, как сроки выдачи разрешений на строительство и подключение к сетям, мы явно не в числе лучших.

— Минэкономразвития в прошлом году опубликовало рейтинг по срокам технологического подключения к сетям в 2014 году. Калининград оказался на 80-м месте за 656 дней ожидания подключения. К примеру, в Ингушетии подключить можно было за 17 дней, в Дагестане – за 42 дня. В 2016 году (это данные «Янтарьэнерго») срок подключения сократился в два раза. Что с этим делать?

— Для этого будет проведен внутренний аудит самой процедуры. Мы понимаем, что по регламенту срок прохождения документов может быть 30, 60, 70 дней. Хорошо, по закону 70 дней останутся, но целевые показатели для всех участников этих согласований будут другими, например, 20 дней на согласование. Это будет их KPI, и работу ведомств будем оценивать уже не по тому, уложились ли они в установленный законом срок, а по тому, уложились ли они в свой KPI.

— Но все-таки обивать пороги «Янтарьэнерго» за подключением к сетям будет инвестор, или это переложат на плечи корпорации?

— Инвестора не оставят перед закрытой дверью. При необходимости всегда могут подключиться профильные министры и помочь снять разногласия и проблемы. Иногда эти проблемы объективные, но мы с ними работаем, чтобы они выполняли свои обязательства. Мы исходим из того, что «Янтарьэнерго» в том числе является частью нашей команды по привлечению инвесторов. Компания заинтересована в том, чтобы было как можно больше потребителей энергии, чтобы они выбирали максимум энергии, это их деньги. С Маковским (Игорь Маковский, гендиректор ОАО «Янтарьэнерго». – Ред.) у нас именно в таком ключе развиваются отношения, настрой и динамика нас устраивают.

— Каким инвесторам вы рады?

— В первую очередь интересуют высокотехнологичные проекты, не хочется выделять какие-то конкретные отрасли, главное, чтобы у проекта был потенциал и соответствующий социально-экономический эффект для региона.

— Если уж продолжать тему приоритетов, предпочтителен российский инвестор или зарубежный?

— Нет таких приоритетов. Всем рады.

Где искать инвесторов

— Нередко можно услышать мнение, что Калининград в последнее время выпал из инвестиционной повестки, совсем стало мало рекламы возможностей Калининграда, условий для бизнеса. Хотя еще в 2013 году журнал «Форбс» назвал Калининград лучшим местом для ведения бизнеса.

— Отчасти соглашусь. Конечно, бизнес знает о Калининградской области, но не все инвесторы знают про наш пакет льгот. Хотя такого пакета в России нигде больше нет. С другой стороны, все серьезные инвесторы входят в России либо через профильные федеральные министерства, фонды прямых инвестиций, такие как Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), и международные консалтинговые агентства.

В этом нет ничего страшного, крупный инвестор, как правило, заходит через институты, у которых уже есть имя, репутация. РФПИ – очень серьезная организация, с огромным бюджетом, пакетом проектов. Или взять Роснано, та же история. В конце концов, у нас есть представительство в Москве. Нам как раз нужно активней работать с такими структурами, показывать, представлять себя, что мы партнеры, с которыми можно работать, встречаться с инвесторами. Здесь нет права на ошибку, если реализация проектов будет успешной, то и тот же РФПИ будет по-другому смотреть на регион.

Инвесторы предпочитают сами приехать в регион, посмотреть все своими глазами, встретить с губернатором, почему нет. Так что я не вижу проблем выехать в Москву или встретить их здесь, в Калининграде. Кстати, в новом пакете, назовем его условно «закон о Калининградской области», как раз предусмотрена возможность приехать в регион без визы для иностранных бизнесменов.

— Вы упомянули про так называемый «закон о Калининградской области». В какой стадии он сейчас находится?

— Это пакет поправок в ряд федеральных законов. Первоначально была концепция, что это должен быть один закон, но потом мы от нее отказались. Сейчас он внесен в Правительство России.

— Почему?

— Это бы «убило» практику применения 16-го ФЗ. Сам по себе он довольно эффективный, если бы мы приняли новый закон, вся правоприменительная практика ушла бы в никуда, мы не готовы от этого отказаться. Там также много других мер стимулирования и новаций, например, в части снижения отчислений взносов в социальные фонды. Сейчас все это на стадии согласования.

— Не опасаетесь, что на выходе часть ваших инициатив могут обрезать?

— Нам важно концептуально сохранить этот подход. Да, есть Минфин, который противостоит любым инициативам, которые приводят к потерям федерального бюджета. Но и мы понимаем, что нужно сделать, чтобы оставить наши предложения в окончательной редакции законопроекта.

— Много лет в регионе говорят про площадки для инвесторов, про технопарки, индустриальные парки. Но сейчас технопарк «Храброво» - это пустое поле.

- В регионе есть готовые площадки с инфраструктурой, но там можно разместить не всякого инвестора. Кому-то нужно 40 МВт энергии, кому-то 60 млн кубов газа. Площадок, где можно разместить огромный завод, в регионе действительно нет. Эта проблема решается парком «Черняховск», на который уже зашли французы из Arc. Что касается парка «Храброво»: нет смысла строить парк без конкретного якорного инвестора или внятной концепции развития. Сейчас мы работаем в этом направлении, уже есть крупный китайский IT холдинг. На днях мы встречались с их представителями, рассказывали, что можем им предложить.

Есть частные индустриальные парки: «Экобалтик», «БалтТехПром», есть «Технополис GS» в Гусеве. Они обеспечены инфраструктурой и готовы предоставлять ее инвесторам.

У нас есть планы доведения до ума парков «Черняховск» и «Храброво» с учетом мер господдержки Минпрома РФ. Есть постановление № 1119 по возврату НДС инвесторам, вложившимся в создание инфраструктуры. Идеальная ситуация: «Черняховск» - «тяжелый» индустриальный парк на площади 1200 гектаров, огромная территория, на которой потенциально могут работать до 20 тысяч человек. «Храброво» - гораздо более скромный по объему парк.

Планы по отраслевой принадлежности парков есть, они зафиксированы, например среднее машиностроение, но все это сильно притянуто за уши. Если посмотреть на отраслевой срез и спросить у любого губернатора, что вы собираетесь развивать, то примерно в 90% случая три из пяти отраслей совпадут у всех, потому что они являются частью федеральной повестки и планов по развитию конкретных производств. Фармацевтика, медтехника точно попадут в 90% планов всех регионов. Так что точно прогнозировать, какие производства мы увидим, довольно сложно. Например, есть интерес со стороны ряда компаний по производству МДФ плиты. Казалось бы, в чем интерес размещать производство в регионе, где и лесов-то особо нет, но он есть. Логистические проблемы с доставкой материалов они решают, а дальше за счет логистики и оптимальных налоговых режимов отправляют продукцию на экспорт, в том числе на европейские рынки. Казалось бы, неспецифичное для нас производство, а интерес есть.

Частные парки могут получать льготные кредиты, субсидии на создание промышленных кластеров. Но все это нужно концептуально оформить, чем мы и займемся в 2017 году. Планируем, что у нас появится положение об индустриальных парках, в котором пропишем требования, критерии отбора и на какие меры господдержки они могут претендовать. И тот же Горохов (Андрей Горохов, совладелец индустриального парка «Экобалтик») будет понимать, на какие меры поддержки он сможет рассчитывать.

— Льготные кредиты, субсидии будут предоставляться на конкурсной основе?

— Да. Мы планируем, что Корпорация развития станет управляющей компанией индустриальных парков и сможет привлекать эти средства, участвовать в конкурсах. Кто покажет эффективность, тот и получит поддержку.

Финансовая поддержка промышленности

— В сообщении о назначении Дмитрия Чемакина вашим советником, в частности, говорилось, что он будет расширять участие региона в программах господдержки промышленности. Что это за программы?

— Это все-таки в первую очередь будет профильной задачей регионального минпрома. После общения с калининградскими предпринимателями мы поняли, что им в принципе интересны меры поддержки Минпрома РФ – прямые субсидии, компенсации процентных ставок, но многие из них об этом не знали, с ними не проводили соответствующую работу, не учили, не помогали составить пакет документов для участия в конкурсах на поддержку. Один из наших KPI – как раз доведение до наших компаний этих мер федеральной поддержки, не только Минпрома.

Фото: Егор Сачко

Сейчас мы реализуем пакет стимулирующих мер в виде субсидий, которые будем предоставлять производствам. В этом году разыграли субсидии на 30 млн рублей и планируем, что привлечем еще 70 млн по программе федерального Минпрома. Осталось только выиграть конкурс, когда в Минпроме будут оценивать региональные программы. Там оценивают, кому мы планируем направлять средства, на какие проекты, каких результатов планируем добиться, сколько рабочих мест собираемся создать.

Мы под это дело переписали региональную программу развития промышленности, прописали правила предоставления субсидий. Кстати, в прошлом году наши правила были признаны лучшими в России и их разослали по всем регионам как рекомендуемые к применению. Правила жесткие: отсутствие задолженностей по налогам и взносам, определенный уровень зарплат в компании, обязательства создавать рабочие места, финансовая устойчивость, инновационность, импортозамещение и другие.

— Когда заработает Фонд развития промышленности в Калининградской области?

— Региональный Фонд развития промышленности будет промпредприятиям давать льготные займы и консультировать по мерам поддержки в т.ч. федеральным. Базовая ставка займа – от 5% на срок до пяти лет. В случае, если проект рискованный, ставка может быть выше. Но это объективная ситуация. С другой стороны, мы видим, что наши компании недофинансированы, что они работают на старом оборудовании, у них есть проблемы с привлечением заемных средств в банках даже под те ставки, что они предлагают.

Наш Фонд поддержки будет докапитализован на 150 млн рублей из областного бюджета, при этом у федерального фонда есть программа софинансирования, и мы планируем в нее встроиться. Это, кстати, тоже механизм привлечения инвесторов – если они подходят по критериям, у них есть возможность получить льготный заем. Сразу скажу, что критерии пока не разработаны, мы только сейчас готовим пакет документов по деятельности фонда. Планируем, что привлечем на региональные 150 млн рублей 600-700 млн рублей внебюджетных инвестиций.

Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла