Калининград, 04 авг 2017, 17:53

Шендерюк-Жидков: «Мы утратили определенное лидерство в янтарной отрасли»

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук, Роман Родионов

На прошлой неделе в рамках второго международного экономического форума AMBERFORUM 2017 состоялось первое заседание совета по развитию Янтарной отрасли при правительстве Калининградской области. Александр Шендерюк-Жидков, врио заместителя председателя регионального правительства, рассказал РБК Калининград, почему янтарная отрасль важна для региона, для чего нужно СРО и какие меры применяются для создания прозрачного бизнеса

Скажите, пожалуйста, насколько совет по развитию янтарной отрасли значим? Почему решили его создать?

— Янтарная отрасль имеет политическое значение для Калининградской области. К ней постоянно приковано внимание как общественности, так и федерального центра. Исторически сложилось, что Калининград — это янтарный край, столица янтарного мира. Но, к сожалению, за некоторое время мы утратили определенное лидерство в этой отрасли. Но при этом не перестали быть основным источником янтаря. Хотя сейчас влияние на рынок и в целом на отрасль оказываем в меньшей мере.

Какие задачи стоят перед советом?

— Консолидировать сообщество переработчиков янтаря, потому что за долгие годы работы новой рыночной экономики в Калининградской области их число значительно возросло. Это предприятия малого и среднего бизнеса. И нет такого института, который бы их консолидировал. Зачем эта консолидация нужна? Потому что у всех переработчиков один поставщик — Янтарный комбинат. И им каждому по отдельности очень тяжело работать с предприятием.

С другой стороны, есть и другие государственные задачи. Серьезная проблема — незаконная добыча янтаря. И она частично выводит отрасль в криминальное русло. А нам очень важно решить задачу ее декриминализации.

Третья, федеральная, глобальная проблема — успешность и эффективность самого Янтарного комбината как государственного предприятия. Понятно, что это федеральная проблема, так как принадлежит Ростеху, но, естественно, правительство области не меньше заинтересовано в том, чтобы комбинат работал эффективно и прибыльно на благо экономики Калининградской области и в целом янтарной отрасли.

И последняя стратегическая задача — восстановление авторитета и былых позиций региона в экономике янтарной отрасли. Для этого, собственно, мы и создали совет, первое заседание которого приурочили к янтарному форуму, теперь наши встречи будут регулярными.

Идея какая? Идея собрать на одной площадке всех, кто заинтересован в янтарной отрасли. А это переработчики, Янтарный комбинат, правительство Калининградской области и представители всех федеральных органов государственной власти, которые с янтарем тем или иным образом связаны, это и налоговые органы, и таможня, и те, кто контролирует, администрирует отрасль, те, кто тем или иным образом на нее влияет. Для того чтобы решать локальные задачи, надо направить развитие отрасли в рамках той стратегии, которая сейчас находится в правительстве РФ.

Как комбинат поддерживает местных переработчиков, если он единственный поставщик?

— Лучше спросить это у Янтарного комбината, так как это не правительственное учреждение. Но на самом деле для переработчиков янтарной отрасли есть специальное положение о закупках у предприятия. Есть закрытые аукционы для переработчиков, где им предоставляют особые цены на сырье. Ростех сделал прозрачную политику закупок. И сейчас нет такого, как раньше, когда одному какому-то переработчику доставалось все сырье, а тот его экспортировал. На сегодняшний день эта система открыта. Другое дело, мы заинтересованы, чтобы над всей этой системой сбыта был общественный контроль. Обеспечить его — это в том числе задача Совета янтарной отрасли. Если будут возникать какие-то проблемы в торгово-сбытовой политике Янтарного комбината, мы об этом хотим сразу узнавать и совместно работать над их решением.

На заседании говорилось, что комбинат развивается во всех четырех направлениях: Восток, Запад, Север и Юг. Но в большинстве случаев он сотрудничает с Китаем.

— Но в Китае основной рынок сбыта в мире янтаря, поэтому там основной заказ и закупка.

Но также янтарь продают и вывозят на Запад, но почему? Если при самых больших запасах янтаря Калининградская область проигрывает Польше и Литве в производстве, по словам Сергея Зайцева, генерального директора ООО «Русский янтарь».

— Это переработка янтаря. Но сам янтарь добывается в Калининграде, а не в Литве и Польше. Поэтому Янтарный комбинат говорил, что сырье, полуфабрикаты, продаются во всех направлениях. Но этот вопрос опять же к комбинату.

Ассоциация производителей и переработчиков янтаря в ближайшее время станет СРО. Как она дальше будет взаимодействовать с предприятиями и как изменится положение с новым статусом?

— Идея СРО не в том, чтобы организация стала покупателем. Главное — объединить переработчиков, чтобы они могли выступать единым сообществом для отстаивания своих интересов. С другой стороны, Янтарный комбинат является членом СРО. В рамках своей торгово-сбытовой политики он мог бы предоставлять определенные преференции, тем самым обеспечивая переработку сырья не в Китае, Польше или Литве, а в Калининградской области, среди переработчиков. Но для Янтарного комбината важно, чтобы не было фирм-однодневок, которые на самом деле никакие не переработчики, а просто имеют спекулятивный интерес.

Вы говорите, что идея СРО — это объединить общество переработчиков, также вы говорили о чистой конкуренции и о прозрачности бизнеса. Реально это сделать?

— Есть две задачи. Первая — создать конкурентное сообщество, чтобы у всех был равный доступ. Уже существуют механизмы, которые максимально широко устанавливают стандартные правила.

Вторая — чтобы в этой конкуренции участвовали те, кто ведет свой бизнес честно. В данном случае СРО является таким механизмом. Тут еще важно, чтобы он саморегулировался, чтобы не государство определяло, кто «хороший», а кто «плохой», а все сообщество определенным образом. И в итоге именно переработчики, именно те, кто имеют рабочие места в этой сфере, получали условия для работы на рынке. Вот и все. У нас нет никакой задачи монополизации рынка. Наоборот — демонополизация. Для этого и создаются такие институты.

А каким образом можно определить, хороший или плохой переработчик?

— Пусть переработчики сами определяют, какие критерии должны быть у участников СРО. Например, количество рабочих мест, количество станков, оплаченные налоги. Это, я уже думаю, задача отрасли для самоопределения.

У нас есть черные копатели. Для борьбы с ним проводятся рейдовые мероприятия, устанавливаются штрафы. Сейчас идет процесс ужесточения наказания. Достаточно ли этих предложений, которые уже внесены в КоАП, УК и УПК, или все-таки нужны какие-то еще методы борьбы с ними?

— Предложения еще сами не сработали, поэтому пока мы не можем сказать, достаточно их или нет. Но в нашем представлении пока достаточно. Это будет уже серьезная ответственность и серьезная мера наказания. Все-таки 400 тысяч — довольно внушительная сумма. Посмотрим.

Можете сказать, к каким основным выводам вы пришли по итогам заседания совета? Может быть, есть какие-то конкретные решения по янтарной отрасли, которые вы уже приняли, обсудили? Или это будет обсуждаться далее, на другом заседании?

— Мы начали работу, теперь задача — чтобы эти решения сформировались. Другое дело, чтобы эти решения обсуждались и формировались тем сообществом, а не только чиновниками в отдельных кабинетах или же сотрудниками Янтарного комбината из своих представлений. Задача именно в том, чтобы эти решения открыто обсуждались и приносили пользу всем участникам процесса.

Многие участники первого заседания выразили желание получить образование в янтарной отрасли, чтобы каждый друг друга понимал и глубоко разбирался в деятельности отрасли. На базе какой площадки будут созданы это образовательные возможности?

— Мы в этом направлении совместно работаем с БФУ им. Канта. С этого года заработает факультет промышленного дизайна. Есть и площадка в рамках фонда поддержки предпринимательства, где мы также проводим бесплатное образование для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Наша задача — создать площадки и возможности для этого образования. А дальше уже решение бизнеса — участвовать в этом или нет.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике