Карелия, 04 фев 2023, 09:30

Деньги на ветер. Почему инвесторы не реализуют проекты ВЭС в Карелии

Читать в полной версии
Фото: ru.freepik.com

В Карелии инвестор, собиравшийся построить в республике на берегу Белого моря ветроэлектростанции (ВЭС), отказался от своих планов, посчитав проект экономически нецелесообразным. ВЭС мощностью до 60 МВт собиралась построить АО «НоваВинд», которая входит в один из дивизионов Росатома.

Как рассказали РБК Карелия в Министерстве строительства, ЖКХ и энергетики региона, компания обследовала возможные площадки для строительства ВЭС с 2018 по 2019 год и выявила «критические факторы, существенно влияющие на экономическую эффективность проекта». Среди них, в частности, превышение капитальных затрат на реализацию проекта на 17% по сравнению с Южным федеральным округом, вероятность дополнительного роста затрат на 19% — 25% по сравнению с оценками, полученными первично, в связи с необходимостью сооружения переходов ЛЭП, проездов между ветроустановками, устройства их оснований на песчаной подушке большой площади, увеличения высоты башни и проведения мероприятий по минимизации экологических рисков.

«Кроме того, для обеспечения выдачи мощности ВЭС требуется длительная, более трех лет, и дорогостоящая модернизация сетевой инфраструктуры, что в указанной временной перспективе может привести к росту тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии в регионе», — отметили в ведомстве.

Строительство ВЭС также уже обсуждалось в Карелии в 2012 году, когда правительство Карелии и ООО «ВЭС» подписали соглашение о строительстве восьми ветряных электростанций. Тогда компания планировала построить станции мощностью 24 МВт каждая в Кемском и Беломорском районах. Инвестиции оценивали в размере 14 млрд. А строительство планировали завершить к 2016 году.

Для кого энергия ветра?

В Российской Ассоциации ветроиндустрии Карелию называют перспективным регионом с точки зрения ветроэнергетики. Однако отмечают, что для ее развития есть ограничения. «Территория республики покрыта лесами, а леса являются федеральной собственностью. Строительство ветропарков на землях лесного фонда запрещено, а с переводом земель в другую форму собственности возникают сложности. Если эти сложности накладываются на местном уровне на незаинтересованность местного самоуправления в проекте по строительству ВЭС, то проект можно считать похороненным», — говорит директор Ассоциации Игорь Брызгунов.

Эксперт отмечает, что в последнее время современные проекты ветропарков демонстрируют «интересную» экономику и могут быть востребованы у инвесторов. «Цена электроэнергии, которую может производить современная ВЭС, достигает 3,5 рубля за 1 кВт*час. При этом эту цену можно зафиксировать на длительный срок до 15 лет и более. При строительстве ВЭС основные инвестиции происходят на начальных этапах, зато потом эксплуатационные расходы невысоки и в затратах на эксплуатацию ВЭС нет волатильной топливной составляющей», — говорит руководитель.

Согласно тарифной сетке, осенью 2022 года в России в сорока регионах конечные цены на электроэнергию превысили 8 рублей за 1 кВт*ч. В Карелии — 6,68 рубля киловатт/час. «Получается, что энергия ветра — это выгодно. Даже для Карелии, которая считается регионом с низкой ценой на электроэнергию. Если следовать той же таблице, то в соседней Ленинградской области тариф выше 10 рублей за киловатт. Так что избытки дешевой энергии ветра будет, кому направить», — уверен Брызгунов.

Большие возможности и успешный опыт

В 2022 году ветроэнергетика полностью изменилась. Отрасль, как отмечают эксперты, приходит в себя после «нокаутирующего воздействия» связанного с уходом зарубежных компаний, держателей OEM (original equipment manufacturer) по производству ветроэнергетических установок.

«В России есть техническая, технологическая, инвестиционная готовность к производству отечественного ветрогенератора мультимегаваттного класса». Компания «Силовые машины» пошла по пути выкупа технологии, ПАО «Татнефть» пошел по пути НИОКРа. Если ситуация сложится благоприятно, то в 2023 году мы получим отечественный ветрогенератор и ограничений по работам у нас не будем. Рынок для подобной продукции есть», — считают в Ассоциации. И для сравнения приводят соседа Карелии, близкого по климату, рельефу территории — Финляндию. За 2022 год здесь было введено в эксплуатацию 437 новых ветряных турбин, благодаря чему выработка выросла на 2,4 ГВт. Построено 1 393 турбины общей мощностью порядка 5,7 ГВт. В 2023 году планируется построить порядка 1 ГВт ветровых мощностей, в 2024-м — более 1,2 ГВт. А к 2025 году в Финляндии таким способом рассчитывают производить 28% электроэнергии страны.

Успешный опыт реализации проектов в области ветроэнергетики есть и на Северо-Западе России. В конце 2022 года в соседней с Карелией Мурманской области запустили самую крупную ветроэлектростанцию России за Полярным кругом. Эксплуатант ВЭС — ПАО «ЭЛ5-Энерго» рассчитывает, что ЭС сможет вырабатывать порядка 750 ГВтч в год, избегая при этом выброса около 600 тыс. тонн углекислого газа в атмосферу.

Повтор публикации от 01.02.2023

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
В шаге от IPO: на какие компании обратить внимание до их выхода на биржу
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Почему стиль управления, который привел к успеху, начинает мешать
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса