Карелия, 09 июл 2022, 09:00

Идеи вместо IKEA. Карельские дизайнеры о работе без больших брендов

Отрасль дизайна интерьеров едва восстановившись после пандемии, столкнулась с новыми вызовами. Специалисты активно ищут точки роста, надеясь на государственную поддержку и расширение линеек продуктов отечественного производителя
Читать в полной версии
Фото: pexels.com

Емкость российского рынка дизайна до новых реалий оценивалась в свыше триллиона рублей. Однако еще в пандемию эксперты предупреждали о 50% снижении спроса на услуги дизайнеров. С введением весной 2022 года финансовых, транспортных и других ограничений, а также приостановкой работы и уходом крупных иностранных брендов — IKEA, OBI, H&M Homе, отрасль замерла в ожидании больших изменений. РБК Карелия узнал у карельских дизайнеров, как им работается в новых условиях.

Офлайн вместо онлайна

Введение ограничений переориентировало рынок уйти из интернет-пространства в прямые продажи. Если раньше многие дизайнеры использовали для своего продвижения социальные сети и интернет-сайты, то после того, как первые оказались под запретом, а со вторыми возникли проблемы с онлайн-расчетами — наступило время офлайн-мероприятий. По словам Яны Пермяковой, директора Центра дизайна интерьеров и создателя бренда Karelian Design, участие в городских, республиканских и российских мероприятиях стало одним из важных инструментов коммуникации с потенциальными клиентами.

«На нашем сайте компания-оператор заблокировала расчеты, западные социальные сети теперь недоступны для рекламы, и мы усилили направление офлайн-мероприятий. Например, на недавнем Дне города организовали дизайн-квартал с мастер-классами и показом мод. Оказалось, что часть жителей города не знала о нашем существовании», — говорит Пермякова.

Еще два направления, которые активизировались после весенних событий — это туризм и госзаказы. Все больше компаний, занятых в туристической отрасли, хотят оформить интерьеры баз отдыха в карельском стиле, а госкомпаниям необходим также необходим узнаваемый брендинг территории, говорит эксперт.

Однако, в поисках новых возможностей бизнес часто сталкивается с последствиями ограничений. Чтобы преодолеть их, предприниматели вынуждены искать компромиссы между себестоимостью услуг и клиентоориентированностью.

«У нас заморожено два больших проекта с коммерческой организацией, мы потеряли наших клиентов за границей. Российские компании не готовы в настоящее время обеспечить значительно возросшие потребности в отделочных материалах, например, плитке. Из-за новых логистических цепочек возросли расходы на доставку и сами материалы. Колебания курса вынуждает поставщиков выставлять счета, действительные один день. Все это ведет к удорожанию дизайн-проектов, но мы не повышали цены с конца прошлого года», — говорит Яна Пермякова, отмечая, что пока дизайн интерьеров не попадает в перечень направлений бизнеса, для которых предусмотрена государственная поддержка.

Свое родное

Еще одно следствие санкций — уход западных компаний, занятых в нише строительства и дизайна, по мнению части опрошенных РБК экспертов, открывает возможности для российских предпринимателей. Однако самый главный вопрос здесь — вопрос качества.

«От того, что ушла IKEA, мы были в начале в панике, потому что аналогов на российском рынке нет. Сейчас мы работаем с частными мастерами, индивидуально. Что-то находит свою замену, что-то нет, придумываем варианты, как заменить материалы, не теряя качества продукта», — говорит Екатерина Воронова, директор студии дизайна «Relief».

Популярный шведский бренд IKEA, представленный в 12 городах России и продукцией которого, в том числе, активно пользовались дизайнеры для решений в бюджетном и среднем сегментах, объявил о том, что уходит с российского рынка в июне текущего года.

«За редким исключением, я не работаю с IKEA. Вместо этого я предпочитаю привлекать к работе локальных мастеров по мебели, фурнитуре, посуде, декору, а также локальных производителей уникальных отделочных материалов. В России много небольших мастерских, и сотрудничество с ними позволяет создать полностью индивидуальный и уникальный дизайн», — говорит другой дизайнер Ольга Кульбачко. К тому же, по ее словам, с частными мастерскими даже легче вести коммуникацию о сроках и замене товара, если необходимо.

Заказов меньше не стало

Опрошенные РБК Карелия эксперты сходятся во мнении, что на количество заказов новые условия не повлияли. Очередь на разработку новых проектов сформирована на год вперед. Но значительно — почти на 30% уменьшились бюджеты, при одновременном росте цен на строительные и отделочные материалы. Общероссийские тенденции также говорят о том, что спрос на услуги дизайнеров не падает, при этом эксперты отмечают, что клиенты в любом случае будут заканчивать проекты в режиме готовности 70-80%.

«Клиенты понимают, что купить квартиру и сделать дизайн-проект выгоднее, ведь при ремонте с нуля, нужно понимать, какое огромное количество материалов нужно выбрать, продумать эргономичность и так далее», — говорит Екатерина Воронова, подчеркивая, что есть вещи, на которых никогда не будут экономить — это сантехника и оборудование для кухонь.

Представители карельского рынка добавляют, что обращаться к профессионалам стало еще более ценно. «Дизайнер закрывает для заказчика весь комплекс задач — от подбора до замены, забирает на себя все риски и проблемы с логистикой, подбором и заменой нужных позиций, а также защищает заказчика от переплаты», — говорит Ольга Кульбачко.

В новых условиях, когда у заказчиков постепенно снижается покупательная способность, а цены на материалы, мебель и предметы интерьера растут, отрасли предстоит пройти стабилизацию, считают российские дизайнеры, прогнозируя, что в более премиальном сегменте одни клиенты будут продолжать работать, как и раньше, а другие поставят проекты на паузу, чтобы вернуться чуть позже. Как отмечают эксперты «Ведомостей», потребность в комфорте, эстетике и интеллектуальном наполнении дома остается, особенно в элитных кругах. При этом, по оценкам специалистов, деятельность дизайнеров и архитекторов, ранее обеспечивала более 65% продаж строительных и отделочных материалов, мебели, оборудования и аксессуаров домашнего обихода. Можно предположить, что в условиях импортозамещения эта функция посредника станет еще более очевидной.

Повтор материала от 06.07.2022

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением