Карелия, 19 мар 2023, 11:28

Владимир Любарский: «Петрозаводск достаточно комфортный для жизни город»

Читать в полной версии

В 2023 год Петрозаводск вступил с большими ожиданиями. Запланирована реализация сразу нескольких важных для города проектов. Начинается транспортная реформа по переводу частных автобусных перевозчиков на муниципальные контракты, проходит подготовительная работа по масштабной застройке Октябрьского проспекта, идет обновление дорожной инфраструктуры со строительством мостовых сооружений. РБК Карелия поговорил с мэром Петрозаводска Владимиром Любарским о том, какие у города перспективы развития и может ли он конкурировать со столицами за инвестиции и людей.

— В декабре Петросовет принял бюджет Петрозаводска, который назвали бездефицитным. Сумма доходов и расходов в нем равна 9 млрд 517 млн рублей. Что это значит на самом деле?

— Если сравнивать объективно, то бюджет 2023 года выглядит лучше, чем прошлогодний — 30% от его доходной части город зарабатывает сам. На текущий год порядка 3 млрд. руб. В расчете доходной части принимают участие все игроки. Остальная составляющая — субсидии и трансферты, или то, что в силу выстроенной системы межбюджетных отношений мы получаем сверху. Конструкция получилась относительно сбалансированная, но, мы тем не менее, предусмотрели дефицит. Сейчас это порядка 41 млн. рублей, сумма определена исходя из того, что дефицит не может быть больше 10% от доходов. Ключевая возможность для пополнения доходной части — развитие предпринимательства. Размер бюджетных субсидий привязан к количеству душ, сколько на территории города проживает населения. Если меньше заработаем — будем хуже жить, если больше — лучше. Арифметика простая.

— Если вся надежда на бизнес, то какую пользу могут принести городу крупные проекты по развитию промышленных производств? Может ли какой-то из них, на ваш взгляд, стать для Петрозаводска в будущем системо или градообразующим? Есть ли такая необходимость в принципе?

— Любое производство в первую очередь — налоги на доходы физических лиц. Это новые рабочие места, а значит рост доходной части бюджета. Петрозаводск — не моногород, поэтому для него термин «градообразующего» предприятия не совсем уместен. Но я бы от него полностью не отказывался. У нас градообразующие — это АЭМ-технологии, Литейный завод «Петрозаводскмаш», Амкодор-Онего. Другими словами, тот пул предприятий, чей вклад в бюджет и является ключевым.

— Может ли в таком случае Петрозаводск конкурировать за бизнес, за инвестиции с другими региональными центрами Северо-Запада, чтобы открывалось больше новых производств? В чем привлекательность города для инвесторов?

— Если сравнивать с другими городами и районами республики, то главное отличие и привлекательность столицы Карелии в первую очередь производительные силы и трудовые ресурсы. Здесь компактно расположен кадровый ресурс, в том числе самой высокой квалификации. Он самый значительный, хотя и недостаточный. Если говорить про другие регионы Северо-Запада, то у Петрозаводска хорошее логистическое расположение. Развитая транспортная сеть, железная дорога, автомобильная инфраструктура. Есть перспективы развития водного транспорта. Да, близость к центрам — Санкт-Петербургу, Москве имеет и обратную сторону, влияет на отток трудовых ресурсов. Но это относительный вопрос. Для жителей Муезерского района, например, таким «кадровым пылесосом» выступает Петрозаводск. И здесь мы понимаем, что благоустройство и повышение комфорта проживания в городе становится тем инструментом, который помогает удерживать людей. Если человек будет жить в комфортном городе, с удобным городским транспортом, благоустроенными улицами, будет обеспечен в культурном и образовательном плане, тогда не все захотят переехать в мегаполисы. Не каждый пойдет за большими деньгами в московскую суету.

— Город растет, это видно по новым микрорайонам. Как продвигается проект Петрозаводской агломерации? Какие выгоды получит город от интеграции с прилегающими районами?

— Я всегда очень осторожно отношусь к терминологии. Сама по себе агломерация — естественный экономический процесс. Он уже идет и мы можем ему только способствовать. Это как кровеносная и костно-мышечная система. Помните, когда подросток взрослеет, у него очень быстро растут мышцы и кости, а сердечно-сосудистая система часто не успевает. Так вот и городу необходимо обеспечивать, создавать условия для естественного роста агломерации. Как это работает? Когда жители Прионежского и Пряжинского районов с утра едут в Петрозаводск на работу, а вечером возвращаются домой. Когда жители Петрозаводска строят загородный дом и живут в Пряже. Когда бизнес находит новые площади для развития в близлежащих к столице районах. Всё это создает многообразные связи, которые часто формируются независимо от муниципальной, республиканской и федеральной власти. Такой процесс неизбежен. Наша задача приспосабливать его к интересам горожан. Мы не создаем агломерацию, она растет сама. Поэтому для нее не может быть дорожных карт и сроков, но должен быть прогноз развития. К тому же надо помнить, что рост агломерации не предполагает какого-либо пересмотра границ между районами. Развитие межмуниципальных связей — да, но административно-территориальные границы остаются прежними.

— Еще один масштабный проект — комплексный план развития территории, который администрация планирует реализовать в Октябрьском районе, насколько он возможен в запланированные сроки, учитывая необходимость замены коммунальной инфраструктуры и расселения значительного числа жителей? Есть ли такие планы в отношении других районов и насколько они могут быть интересны частным инвесторам?

— Район Октябрьского проспекта сейчас это микс из домов 1950-70 годов и барачных строений. У него своя сложная и интересная история. На средства полученного от Правительства России инфраструктурного кредита мы значительно обновляем коммунальную инфраструктуру — меняем электросети, водо- и теплоснабжение. Работы ведутся даже с небольшим опережением графика. При этом, благодаря современным технологиям, не требуется значительно ограничивать жизнь района, перекапывать всю территорию. Конфигурация земельных участков под строительство обсуждается с застройщиками. К ней есть вопросы. Естественно, что бизнес считает деньги. Это перспективные площади под застройку. Но городу нужен красивый, логичный проект. Сейчас 5-6 застройщиков представили свои варианты. Это показывает, что механизм уже заработал. И он будет являться серьезным подспорьем для реализации следующей программы расселения из аварийного жилья. Та схема, которая работает сейчас — это хорошо, но этого мало.

— А что с транспортной реформой? Что она даст городу на практике? Насколько, по вашему мнению, новый механизм ценообразования проезда в общественном транспорте будет выгоден муниципальному бюджету и перевозчикам?

— Общественный транспорт — это наиболее больная тема в жизни нашего города. Так складывалось на протяжении долгих лет, она обрастала проблемами, как дно корабля обрастает ракушками. Я не люблю критиковать предшественников, но у города в свое время была возможность передать троллейбусное управление на республиканский уровень. Тогда руководство города отказалось от такого решения, и я считаю это большой ошибкой. Но, как говорится, кто старое помянет, тому глаз вон. В прошлом году мы сделали с «РОСДОРНИИ» комплексную схему транспортного обслуживания Петрозаводска. Ключевой её вывод — троллейбусы должны остаться. Благодаря поддержке республиканской власти мы приобрели вологодские и белорусские троллейбусы, что вывело троллейбусное управление из тупика. Уже одобрена наша заявка на 27 троллейбусов на 2024 год. Может быть получится перенести часть из них на 2023.

Что касается автобусного сообщения. Изменения в законодательстве привели к тому, что ни у города, ни у республики нет контрактных отношений с компаниями, которые сейчас работают. Они существуют в каком-то смысле сами по себе — на основании свидетельства, лицензии, но эти документы по сути не являются отзываемыми. Потому что серьезных нарушений, таких как, скажем, не выйти на маршрут на 3 дня они не допускают. А все остальные — грубые водители, грязный салон, отклонения от графика — не являются основанием отзыва. У города также нет возможности влиять на ценообразование. После обвинений в картельном сговоре транспортные компании научились на эти грабли больше не наступать. Абсурдная ситуация. Единственный выход — переход на регулируемый тариф. По сути это означает, что мы будем субсидировать такие перевозки. Сейчас на запуск пилотного проекта на трех самых проблемных маршрутах мы предусмотрели 300 млн. руб. Здесь будут новые автобусы, график. Самый главный итог — у нас появятся договорные отношения и возможность контролировать работу перевозчиков. Дальше будем искать источники финансирования, чтобы перевести на новую схему остальные маршруты.

Развитый, комфортный городской транспорт влияет на экономику. У нас недавно одно из швейных производств отказалось от предлагаемых площадей из-за того, что с местом размещения была плохая транспортная связь. Предлагаем теперь другие варианты. Или, когда турист выходит из театра вечером, а транспорт уже не ходит, и ему нужно заказывать такси. Это портит впечатление и от спектакля, и от города в целом.

— Если говорить о туризме, как и чем, кроме удобной инфраструктуры, Петрозаводск может привлечь гостей из других регионов, способны ли новые памятники и арт-объекты стать в полном смысле достопримечательностями города?

— Петрозаводск достаточно комфортный для жизни город, несмотря на ту характеристику, которую ему часто дают. Помните сериал «Клан Сопрано»? Один из его героев называет Петрозаводск грязным индустриальным городом. По факту это все же не соответствует действительности. Да, хотелось бы лучше, краше. Поэтому наша задача, чтобы люди к нам приезжали заинтересованными, а уезжали удовлетворенными.

Петрозаводск является одной из культурных столиц России. Это объективная реальность. И развитие культурного туризма одна из возможностей. Такого количества театров на человека нет во многих регионах. Отчасти это наследие того, что раньше Карелия была союзной республикой. Это давало иной статус. У нас есть Центробанк, Национальный театр, Музыкальный театр, Театр драмы «Творческая мастерская», Филармония и другие культурные организации. Мы их не растеряли. На концертах народных инструментов яблоку негде упасть, я сам видел. По качеству театральных постановок мы ничем не уступаем столицам. Я 10 лет прожил в Москве и мне есть с чем сравнить. Да, пока не самый удобный транспорт довезет от площади Гагарина до площади Кирова, но не сегодня-завтра этот вопрос решим.

Еще одно направление — спортивный туризм. Недавно на Кургане силами бизнеса и общественников обустроен полигон для соревнований по спортивному туризму. В марте здесь пройдет всероссийский чемпионат. До этого полигон был только в республике Марий Эл. Не хочу никого обидеть, но до Петрозаводска очевидно удобнее добираться.

Новые памятники и арт-объекты тоже могут точками притяжения. Памятник Чарльзу Гаскойну — яркий пример. Вы знали, что по приказу Екатерины он из Петрозаводска уехал в Луганск и основал там завод? Там тоже есть ему памятник. Еще один пример памятник ювелиру Перхину — ведущему мастеру дома Фаберже. Он единственный в России. Если говорить о новых объектах, может быть когда-нибудь у нас появится памятник артисту Олегу Далю. У него нет памятника в России, а в Петрозаводске с ним снимался фильм «Отпуск в сентябре». Надеемся, что «Газпром» вернется к реализации своего проекта в Петрозаводске по воссозданию Дворца Петра Первого. По указу Павла Первого наш Александровский завод имел исключительное право на изготовление мер и весов. Можно сделать арт-объект с текстом указа. Такое же эксклюзивное право было на изготовление форменных пуговиц. Нам нужно научиться в хорошем смысле продавать те исторические поводы, которые у нас есть.

— А что с благоустройством? Будут ли реализованы анонсированные городской администрацией проекты или их постигнет участь проекта благоустройства Онежской набережной из-за недостаточного финансирования?

— Проект продления Онежской набережной — непростой. Только на разработку проектной документации требуется 300 млн. руб. В условиях СВО, когда все должно быть для победы, это вопрос не сегодняшнего дня. Мы его отложили. Еще одна причина корректировок бюджета — необходимость расплачиваться за решения прошлых лет. Я имею ввиду энергосервисный контракт с «Балтэнергоэффектом». Если суд вынесет соответствующее решение не в нашу пользу, то администрации придется заплатить 206 млн. руб.

Другой пункт расходов — закрытие школы № 3 на Ключевой на капитальный ремонт. Это еще один контракт на 457 млн. руб. Школьников мы распределили по другим заведениям. Но проблему надо решать бегом, потому что для родителей она создает напряженность. Мы ничего не вычеркиваем полностью, мы пересматриваем объемы, сроки, ищем альтернативы для реализации. Живой пример — развитие трассы «Фонтаны», где бизнес занимается благоустройством со строгим соблюдением экологических подходов. Горожане приходят массово кататься на лыжах, они должны иметь возможность взять лыжи в прокат, выпить чай и так далее. Это также касается набережной, Сайнаволока, Соломенного, Каменного Бора. Кстати, Каменный Бор — это по сути мини-Рускеала. Я был в Рускеала, когда там ничего не было, а была только инициатива бизнеса. Мы предлагаем предпринимателям возможности для реализации своих проектов, чтобы город и жители получали благоустроенный объект, предприниматель — доход и все были в плюсе.

— Что вы считаете главным достижением за время своей работы на посту главы Петрозаводского городского округа?

— Я не думаю в таких категориях. Тут хвост вытащишь — нос увязнет, нос вытащишь — хвост увязнет. Больше думаю о тех задачах, которые предстоит выполнить и решать прямо здесь и сейчас. Реализация транспортной реформы меня, например, волнует на сегодняшний день гораздо больше, чем прошлые и будущие предметы для гордости.

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Как будут устроены налоги для физических лиц с начала 2025 года
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива