Карелия, 20 июн 2022, 16:01

«Только булгур подорожал на 25%». Как ТД «Ярмарка» пережил весну-2022

Одно из самых известных в мире карельских предприятий продолжает работать на фоне проблем с поставками сырья и роста цен
Читать в полной версии
Фото: РБК Карелия

Рынок продовольственных товаров в условиях ограничений остается единственным открытым для импорта. Чтобы сохранить паритет, поставщики поднимают цены на сырье и компаниям, занятым в пищевой промышленности, приходится закладывать риски, увеличивая свой склад, «замораживая» капитал. РБК Карелия открывает серию материалов, посвященных вопросу импортозамещения, в которых карельские компании рассказывают о том, как работают в новых условиях, какие риски и возможности видит для себя бизнес. Как ТД «Ярмарка» пережил весну-2022, рассказал Вячеслав Резанов, исполняющий обязанности генерального директора.

Какая ситуация с обеспеченностью сырьем для производства продукции на текущий момент?

— Закуп импортного сырья в нашем производстве составляет до 60%. Мы приобретаем кус-кус, булгур, рис, сушеные овощи. Это в основном Турция, Индия, Северная Африка, Вьетнам, Китай. В России практически нет мощностей по экономически целесообразному производству сушеных овощей, даже таких традиционных, как капуста, картофель, морковь, кабачки.

Это требует серьезных инфраструктурных вложений, создания сельскохозяйственных кластеров, в которых единой цепочкой были бы связаны совхозы, инвесторы и государство. В Карелии, например, большинство совхозов государственные. А частному инвестору никто не гарантирует загруженность его производства по глубокой переработке исходного сырья и бесперебойности цепочки поставок.

Обычно, снижая риски в поставках сырья, мы заключаем с поставщиками форвардные контракты на 6-12 месяцев, фиксируя цены. В этом году в конце февраля никто не знал, как себя вести, как исполнять обязательства. Как только стало понятно, как будут работать новые логистические маршруты, ситуация стабилизировалось. Наши партнеры подтвердили договоры, по которым истекали сроки. Но отпечаток остался. Для сравнения — булгур до и после последних событий подорожал более чем на 25% в долларовом эквиваленте. Естественно, мы делали запасы сырья и это легло на предприятие дополнительным бременем. Снижается оборачиваемость капитала, растет финансовый цикл.

Фото: Вячеслав Резанов, ТД «Ярмарка»

Какие прогнозы развития отрасли в ближайшее время, учитывая все внутри- и внешнеэкономические обстоятельства?

— Прогнозировать сейчас что-то трудно. Производство продуктов питания практически всегда находится в прямой зависимости от урожая. По всем признакам в этом году урожай сырья должен быть неплохой. Зима была холодная и снежная. Почва не промерзшая. Увлажнена. Информация о том, что зерно с территории Украины можно вывозить, также стабилизировала рынок, на котором пшеница — единственный биржевой товар, и является не только маркером общего изменения цен на все остальные продукты питания, но и основой их формирования.

Но пищевая промышленность зависит не только от урожая, а также от того, как проводятся подготовительные и основные сельскохозяйственные работы. Техника, промышленное оборудование в основном импортного производства. И здесь встает вопрос технического обслуживания и ремонта. Пока эту проблему отечественные производители еще не ощутили до конца. Запчасти, расходные материалы на сезон приобретаются заранее. Но на следующие производственные циклы сейчас сложно делать прогноз.

Фото: РБК Карелия

Насколько компания нуждается в государственной помощи, например, через частно-государственное партнерство?

— На сегодня одной из проблем является хранение сырья. Чтобы делать запасы сырья, снижая риски производства, нужны дополнительные площади. Обычно вопрос с зерновыми и крупами решается с помощью элеваторов. Но в Карелии их, к сожалению, нет. Единственный элеватор был на Кондопожском комбинате хлебопродуктов, но в настоящее время он физически перестал существовать. И это еще одна возможность для частно-государственного партнерства. Тем более таким образом государство может регулировать цену на рынке, снижая зависимость от спекулятивных рыночных девиаций.

Как компания решает проблемы с логистикой, поиском новых транспортных коридоров?

— У нас осталось два внешних морских коридора. Один через Владивосток, второй через Турцию. Это на 20-30% увеличило расходы на доставку. Плюс снижение грузооборота контейнеров — на территорию РФ заходит меньше импортных грузов, меньше уходит экспортного продукта. Мы нашли выход в создании сложных мультимодальных маршрутов. Например, когда груз из Турции автомобильным транспортом идет через Азербайджан, Дагестан и далее — в Карелию. Это сказывается на прогнозируемости сроков доставки. Одно задерживается, другое приходит раньше срока. Но в целом сейчас проблем с поставками нет. Хотя, конечно, создание больших логистических хабов на границах облегчило бы эту ситуацию.

Фото: РБК Карелия

Готова ли компания продолжать в этом году инвестиционные проекты, в том числе, в рамках импортозамещения?

— В настоящее время, учитывая все риски, мы приняли решение приостановить значительные инвестиционные программы на ближайший год. Средства направлены в работу, в том числе и на продолжение исследований по созданию новых продуктов. Например, в отечественной пищевой промышленности до 90% модифицированного крахмала — импорт, и мы ведем исследования по созданию своего продукта, имеющего идентичные свойства. Еще одно направление — создание продуктов с повышенным уровнем резистентного крахмала, сложного углеводного продукта, который можно будет использовать в наших готовых рецептурах. В целом смотрим, как можем изменить технологию, чтобы заместить ключевые иностранные компании, которые, которые объявляют о своем уходе с российского рынка.

Николай Колесников, заместитель директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН: «Острого дефицита инвестиций на рынке продуктов питания пока не ощущается, но если своевременно не заместить выпадающие зарубежные инвестиции отечественными, развитие отрасли может затормозиться. Между тем, текущая ситуация с привлечением финансирования в пищевую отрасль далеко не радужная. В текущем году в России фиксируется более чем двукратное снижение объемов кредитования сферы АПК и пищевой промышленности. Во многом это связано с резким повышением процентной ставки по кредитам, и стоит ожидать, что по мере ожидаемого снижения ставки ЦБ РФ будет расти доступность кредитов. Но вряд ли одними коммерческими кредитами можно будет решить проблему инвестиционного финансирования - скорее всего потребуются государственные программы поддержки развития пищевых производств».

Подготовила Евгения Велева

Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны