Карелия, 21 июл, 10:11

Лезин: «Объявления о продаже глэмпингов не говорят об обвале отрасли»

Читать в полной версии
Фото: база «Елки на горке» / vk.com

Глава Минэкономразвития Максим Решетников на туристическом форуме «Путешествуй!» призвал бизнес вкладывать деньги во франшизы модульных отелей и глэмпингов. По его словам, некоторые инвесторы не справились с реализацией собственных проектов, поэтому новым инвесторам следует попробовать франшизы на базе уже проверенных отелей такого типа. РБК Карелия выяснил, как гламурный туризм чувствует себя в Карелии и нужно ли спасать его франшизами. Владелец одного из карельских глэмпингов Святослав Лезин рассказал о том, как его команде удается не выгореть в сезон и чем она занята в межсезонье.

Глэмпинг (от англ. glamorous camping — гламурный кемпинг) — это отдых на природе, но в условиях максимального комфорта. Вместо палаток отдыхающие живут в больших и удобных шатрах или быстровозводимых оригинальных постройках. Здесь обязательно предусмотрен санузел и часто почти полноценное гостиничное обслуживание.

Как выяснить ликвидность

За последние годы в разных районах Карелии, по данным регионального Минэкономразвития, появилось 20 глэмпингов. Один из них — «Елки на горке» в Прионежском районе — запустили почти три года назад. За это время Святослав Лезин и два его партнера поняли, что этот бизнес совсем не простой. «Даже с точки зрения безопасности совсем не просто создать подходящие условия тем, кто, так скажем, очень сильно отдыхает, и семьям с детьми», — говорит бизнесмен.

По его наблюдениям, бум на глэмпинги в России был лет 8 назад. Для привлечения инвесторов в эту отрасль много сделал инфобизнес. Видеоролики в соцсетях обещали быстрый, легкий и большой заработок, но реальность оказалась другой. Многие, кто надеялся легко заработать на моде на экотуризм, прогорели. На «Авито» опубликовано около 300 объявлений о продаже глэмпингов в разных регионах страны (но только не в Карелии).

«Владельцы глэмпингов в наше агентство в последнее время не обращались, — рассказал риелтор петрозаводского агентства недвижимости «Владис» Андрей Рябков. — У нас есть несколько предложений о продаже крупных турбаз, например, стоимостью 75 млн руб. и 35 млн руб. Такие дорогостоящие объекты быстро, конечно, не продаются. Еще есть несколько предложений по земельным участкам, подходящим под размещение баз отдыха, кемпинов и глэмпингов. Например, участок 1,65 га в старинной карельской деревне Маньга (Пряжинский район) продается за 7 млн руб.».

Объявления о продаже в других регионах тоже не говорят об обвале отрасли, уверен Святослав Лезин. «Это частый прием, чтобы выяснить ликвидность своего бизнеса. А как еще? Кадастровая стоимость земли не показательна с учетом вложений, а количество звонков по объявлению показывает наглядно, как рынок оценивает твое дело», — говорит предприниматель.

По его словам, инвесторы по всей стране запускали проекты с помощью государства, строили несколько домиков под сдачу, а потом, когда дома изнашивались, землю размежевывали и продавали отдельными участками. «У нас часто просто продавать выгоднее, чем работать», — считает Святослав Лезин.

Приезжают из столиц

Владельцы глэмпинга «Елки на горке» о грантах от государства думали, но оформить их пока не решились, справляются своими силами. «Сон по три часа в сутки — это наш привычный ритм. Все остальное время — мы в работе, потому что на рынке выживут те, чья главная задача — не койко-места, а высокий уровень сервиса и гостеприимства. Чтобы бизнес работал, нужен целый комплекс дополнительных услуг и развлечений. Мы работаем как полноценный мультикультурный центр. Результаты нас пока устраивают», — рассказал предприниматель.

Клиенты глэмпинга сегодня в основном из Москвы и Санкт-Петербурга, приезжают и гости из далеких регионов — Магадана, Владивостока, Якутии, Ханты-Мансийска. Жителям Карелии в глэмпинги попасть сложно, потому что у местных принято планировать выходные накануне в пятницу, а москвичи и петербуржцы заботятся о досуге заранее, говорит бизнесмен. При этом местные клиенты помогают безболезненно пройти межсезонье. Кроме того, спад турпотока — самое подходящее время для обновлений и ремонта.

Можно получить поддержку

Власти стараются всячески стимулировать бизнесменов, чтобы они создавали новые объекты для размещения (в том числе модульные) и развлечения туристов. По данным Минэкономразвития Карелии, в 2022 году туристическая отрасль региона получила из федерального бюджета 334 млн руб. на создание модульных гостиниц и кемпингов по национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2023 году на эти цели направлено 71,8 млн руб., в 2024 году — 53,5 млн руб. Глэмпинги появились в Лахденпохском, Сортавальском, Кемском, Пудожском, Лоухском, Питкяранстком и Прионежском районах республики. Однако в северных районах Карелии модульных гостиниц не хватает, считают в ведомстве.

Кроме субсидий, существенной поддержкой для турбизнеса может стать микрокредитование. По информации карельского фонда по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2023 году за займами для обустройства и ремонта глэмпингов обратились 5 предпринимателей (они получили в сумме 17 млн руб.), в этом году — 4 предпринимателя (также получили 17 млн руб.). Сумма микрозаймов, выданных фондом на развитие туризма в Карелии, составила в 2021 году — 21,8 млн руб., в 2022 году — 30,5 млн руб., в 2023 году — 47,3 млн руб.

Напомним, количество мест для размещения гостей в республике за год увеличилось на 17%. С начала туристического сезона в Карелии работают 330 объектов коллективного размещения гостей, включающие 5,7 тыс. номеров. Сюда входят гостиницы, отели, турбазы, кемпинги и т.п. Всего в регионе 929 различных объектов, располагающих 20,3 тыс. мест для ночевки туристов.

Ранее стало известно, что стоимость проживания в четырех-пятизвездочной гостинице в Карелии составляет в среднем 3,6 тыс. руб. в сутки с человека.

Власти Карелии рассчитывают увеличить турпоток в республику к 2027 году до 3 млн поездок ежегодно. Этому должна способствовать реализация 59 проектов с общим объемом инвестиций на 15 млрд руб.

Повтор публикации от 19.07.2024

Pro
«Девсекопс» — новая роль в IT. За ними охотятся и платят выше ₽500 тыс.
Pro
Юань в огне, а инвесторы на грани: стоит ли входить в игру
Pro
Аренда жилья в России резко подорожала. Как на этом заработать
Pro
Еще и мощный антидепрессант: нечаянное открытие ученых Гарварда о кофеине
Pro
Заплатили 20% НДС вместо 0%: как экспортеру взыскать убытки с контрагента
Pro
Какие 5 инструментов могут заменить Miro
Pro
Как реанимировали «токсичный бренд» Abercrombie & Fitch — The Economist
Pro
5 часов планерок в неделю — это слишком: ускорьте работу отдела продаж