Карелия, 28 апр 2023, 16:38

Как изменился рынок автотоваров и услуг в Карелии на фоне санкций

Читать в полной версии
Фото: freepik.com

Рост спроса на отечественные авто, экспансия китайского автопрома и увеличение продаж автомобилей с пробегом стали ключевыми трендами на автомобильном рынке Карелии, в начале 2023 года. РБК Карелия узнал, как переориентация рынков и уход западных брендов изменила в республике рынок автоуслуг и автотоваров.

Самыми продаваемыми автомобильными маслами в России по итогам прошлого года стали бренды Lukoil, Rolf, Sintec, Gazpromneft и G-Energy. При этом цены на востребованные бренды и топовые смазочные материалы с февраля 2022 года выросли практически до 80%. Об этом свидетельствует статистика B2X Consulting, размещенная на Autonews.ru. Не отстают в росте и автозапчасти. Здесь с января 2022 года по январь 2023 года цены выросли в среднем до 30%.

Как рассказал РБК Карелия, создатель и руководитель автотехцентра «Адо-авто», специализирующимся на постгарантийном обслуживании, Дмитрий Окунев, поставщики материалов и запчастей «по большому счету остались прежними». Ушедшие бренды продолжают поступать по параллельному импорту. «Здесь главным стало найти правильных дистрибьютеров, которые обеспечат поставки нужных материалов. Все расчёты проходят безналичным способом через юрлиц в рамках российского правового поля». Мы пока не отказали ни одному клиенты в обслуживании и ремонте из-за нехватки запчастей», — говорит руководитель, отмечая, однако, что рост цен у поставщиков в среднем к началу 2023 году составил уже до 40%.

Что касается тренда на китайский автопром, то в этом сегменте, по мнению, Окунева рано говорить о росте спроса на запчасти. «Пять лет назад в Карелии такого спроса на китайские автомобили, естественно, не было. Сейчас большая часть этих машин находится на гарантийном обслуживании. Хотя, конечно, азиатские поставщики тоже начинают уже проявлять активность», — уточняет эксперт. При этом, по его мнению, увеличение продаж автомобилей с пробегом в совокупности с отменой регулярного прохождения обязательного техосмотра (обязательным ТО осталось при смене владельца, машин старше 4 лет и еще ряде случаев — прим. ред.) может в конечном итоге спровоцировать увеличение количества ДТП «Не все водители ответственно подходят к вопросу безопасности, а в условиях роста цен на запчасти и желании сэкономить — это может стать еще одним провоцирующим фактором», — считает эксперт.

Гаражные ремонты и контрафакт

Еще одним следствием санкций, по мнению экспертов, может стать возвращение «гаражного сервиса», а также рост контрафактной продукции. Так, с марта по октябрь 2022 года в Москве закрылось почти 300 автосервисов, а в Санкт-Петербурге — 150. А с развитием параллельного импорта растет и количество ввозимой контрафактной продукции. Для сравнения, количество предложений о продаже автозапчастей на «Авито» увеличилось за неполный первый квартал на 21 процент.

«Недобросовестные поставщики приобретают упаковку, наносят этикетки и необходимые стикеры и продают на маркетплейсах и торговых площадках под видом оригинального продукта. Поэтому к подозрительно дешевым товарам известных брендов стоит относиться скептически», — предупреждает Чингис Дашимолонов, генеральный директор ООО «Газойл-Смазочные материалы» (бренд «Gas&Oil»). Однако, что касается «гаражного сервиса», здесь, по мнению эксперта, его возврата ждать не стоит.

«За эти годы люди привыкли к определенному уровню обслуживания. В условиях конкуренции частные СТО были вынуждены повышать качество своей работы, предоставлять гарантии, поэтому в этой части, можно сказать, произошла легализация рынка, возврат к гаражам вряд ли будет», — считает эксперт. При этом он отмечает, что условия, в которых оказался российский рынок под санкциями, создают уникальные условия для создания и развития локальных брендов.

«Омывайка» с запахом леса

Один из таких примеров уже есть в Карелии. Предприниматель из Петрозаводска Юрий Кушнир в начале года создал свой бренд стеклоомывателя «Карелочка». Уже в марте он подписал контракт на поставку нового продукта с одним из крупнейших гипермаркетов Петрозаводска «Сигма», куда отгрузил 1000 канистр продукта.

«У меня 17 лет водительского стажа и каждая зима была лотереей с покупкой такой жидкости. А в 2022 году с рынка ушли финские производители стеклоомывателей. После чего я решил изучить тему и попробовать. Мы получили субсидию по линии центра занятости на открытие бизнеса, приобрели оборудование, сняли помещение для размещения производства. В планах дальнейшее масштабирование, покупка нового оборудования и найм сотрудников, — рассказывает предприниматель.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Не только овощи и фрукты: что есть для здоровья сердца
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как выйти из любого конфликта: полезный инструмент и 8 приемов